Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Дмитрий Шаховской. Скульптура, монументально-декоративное искусство, графика".
Выставка Дмитрия Шаховского в Государственной Третьяковской галерее, приуроченная к его 75-летию, - первая представительная экспозиция, демонстрирующая работы из музейных собраний (ГТГ, ГРМ, Липецкий художественный музей) и мастерской скульптора. Впервые публика и специалисты могут подробно познакомиться с творчеством художника, личность и искусство которого оказали глубокое, подчас определяющее влияние на многих его современников в 1960-1980-е годы. Не отмеченный официальными регалиями и должностями, Дмитрий Шаховской в течение десятилетий был и остается непререкаемым авторитетом для профессионалов, своего рода художественным и нравственным камертоном.
Дмитрий Михайлович Шаховской родился в 1928 году. Его отец, священник, философ по образованию, автор литературных трудов и переводчик, был расстрелян в 1937. Мать, урожденная княжна Шаховская, историк и литератор, воспитала пятерых детей в представлениях и понятиях, традиционных для русской интеллигенции и ее старинного рода. С юности Шаховской попал в особую культурную среду - круг художников Фаворских, Ефимовых, Бруни, А.Е.Зеленского, где определились жизненные ценности и художественные принципы будущего скульптора.
Профессиональное образование началось для Шаховского в Московском художественно-промышленном училище. Там он познакомился с народным искусством и научился внимательному и бережному отношению к материалу, от которого родилось умение видеть и выявлять его образно-пластическую сущность. Много значили для Шаховского годы учебы (1947-1952) в Институте прикладного и декоративного искусства, директором которого был А.А.Дейнека и где царил свободный творческий дух. Оттуда вышла целая плеяда замечательных живописцев и скульпторов, многие из которых остались для Шаховского надолго друзьями и единомышленниками.
Основное место в творчестве мастера принадлежит монументально-декоративной скульптуре. Это часы на фасаде Центрального театра кукол имени С.В.Образцова, декоративные двери из металла с витражами в Детском кукольном театре в Ташкенте, оформление фасада Музыкально-драматического театра в Кызыле (Тува) и многое другое.
В 1990-е годы художник вырезал из дерева иконостас в храме Митрофания Воронежского в Москве. В 1994 году за каменную алтарную преграду в церкви Спаса Преображения в Тушине скульптору была присуждена Государственная премия. Особая работа последних лет - проектирование и непосредственное участие в возведении храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, на месте расстрела его отца и тысяч других жертв сталинского террора. На выставке представлены фотографии и эскизы ряда монументально-декоративных произведений.
К созданию станковой скульптуры Дмитрий Шаховской относится с особой строгостью: "... я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать". Для него чрезвычайно важно, чтобы новый, вносимый в мир предмет - скульптура - не был лишним, "не засорял" среду. В экспозиции собраны станковые произведения разных лет.
В истории отечественного искусства последних десятилетий у Шаховского безусловно есть свое особое место. Чуждый стремлению к "новаторству" во что бы то ни стало, он, тем не менее, всегда отличался неповторимой творческой индивидуальностью. Новизна его зрелых работ вытекала из решимости быть самим собой, - делать то, что он любит, и так, как любит, выбирая свои материалы, свои объекты интерпретации, стремясь к независимости от каких бы ни было образцов в пластических решениях. Главным для мастера было и остается выявление тех образных и поэтических возможностей, которые таятся в камне, дереве, доске, даже щепке, с их фактурными и цветовыми свойствами. Его выставка в крупнейшем национальном музее показывает, каким живым, личностным делом может быть скульптура, когда в своем творчестве мастер подчиняется только импульсу бескомпромиссной свободы в выборе темы и материала.
Выставка будет работать с 24 сентября по 26 октября. Пресс-конференция 24 сентября в 14.00. Вернисаж 24 сентября в 16.00.