С 3 по 20 октября 2003 года в галерее "Д137" пройдет персональная выставка Ольги Тобрелутс "Кесарь и Галилеянин" (mix media). Проект посвящен 200-летнему юбилею Генрика Ибсена и осуществляется Музеем Современного Искусства (Норвегия, Осло) и Государственным Русским Музеем (Санкт-Петербург).
ТЕАТР ТОБРЕЛУТС.
Ибсена едва бы удивило, узнай он, что в начале двадцать первого века молодая художница из России займется истолкованием его "Кесаря и Галилеянина". Конечно, он вполне ощущал себя "человеком на все времена", драматургом дальней, стратегической востребованности. Кроме того, он, один из немногих в свое время, оценил возможности русского изобразительного искусства - в письме редактору "Morgenbladet" от 23 августа 1873 г. Наконец, именно в связи со своей "мировой драмой" Ибсен постулирует "непременное условие" обращения к "любой теме из далекого прошлого": "связь с течениями нашего времени" (см. письмо Э.Госсе от 14 октября 1872 г). Иными словами, предвидит некую цикличность реактуализации образа Юлиана в новых - но обязательно "переломных", "судьбоносных" - исторических обстоятельствах (это имел в виду и Гор Видал, в предисловии к уже своему "Юлиану" писавший о привлекательности "романтической попытки" изменить ход истории, предпринятой Отступником, для историков и писателей именно в "исключительные эпохи", прямо упоминая Лоренцо Медичи и Ибсена).
Так что все сходится. В том, что Ольга Тобрелутс получила предложение норвежской стороны создать произведение к ибсеновскому юбилею, был, разумеется, элемент случайности (хотя заказчики "зацепились" именно за Тобрелутс неспроста, они, очевидно, почувствовали некий историко-драматургический потенциал, заложенный в ее предыдущих работах). Но в том, как со-масштабно, со-чувственно, со-умышленно реализовано это предложение - есть некая обусловленность.
Прежде всего, конечно, за всем этим стоит понимание художником своего времени как времени перемен. Период становления личности Ольги приходится на период Большого Отступничества в самом широком смысле - долгие "сумерки богов", старых и кровожадных богов коммунизма, обещавших светлое будущее и укравших настоящее, затем "гибель богов", чреватая, однако, постоянным воспроизводством тех же обещаний и искушений. Попытки воссоединения с предшествующими, поруганными в нашей отдельно взятой стране богами демократических свобод, воспринимающимися как "сон золотой", - попытки мучительные и болезненные. Растянувшееся на десятилетие ситуация if-history: потенциал любых разрешений исторической ситуации, реальная возможность самых противоречивых выходов из нее. Все это не могло не стимулировать хотя бы попытки некой историчности миросозерцания, то есть не приватного, привычно обывательского, но сколько-нибудь обобщающего взгляда на закономерности исторической жизни в терминах "мировой истории". В ситуации нормального течения жизни подобная установка - компетенция историософии и истории культуры. В условиях исторического перелома, "облома", если воспользоваться названием хрестоматийного гончаровского романа, она проникает в глубины массового сознания. И О.Тобрелутс - еще не как репрезентатор, но просто как человек своего времени, житель Ленинграда, вновь ставшего Санкт-Петербургом, города насквозь историчного и постоянно меняющего акценты в своей истории, - не могла не ощущать этой пронизывающей все стороны жизни ее поколения диалектики разрыва и возврата.