НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Произведения русских художников Парижа

c 28 апреля по 22 июля 2003Санкт-Петербург
Произведения русских художников Парижа
В корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка "Русский Париж". Это масштабная экспозиция, демонстрирующая произведения русских художников, находившихся во французской эмиграции: 114 живописных, 20 скульптурных произведений, и 62 графических работы. 30 произведений выставки - из фондов из ГРМ, 42 - из Центра Жоржа Помпиду, 22 - из Музея современного искусства г. Парижа, остальные - из частных собраний и музеев Франции, Германии, Швейцарии, США. Выставка организована Государственным Русским музеем совместно с Французской ассоциацией культурных мероприятий (AFFA), при поддержке Министерства культуры Франции и Министерства культуры России, а также Французского посольства в Москве, мэрии г. Бордо, Национального музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду, Музея современного искусства г. Парижа, в сотрудничестве с музеем Фон дер Хейт (г. Вупперталь, Германия) и Музеем изящных искусств Бордо (г. Бордо, Франция).

Рамки выставки намеренно ограничены 1910-1950-ми годами. Формируя выставку, Русский музей ставил себе целью передать картину стилей, манер, направлений, привнесенных в парижскую культурную жизнь русскими художниками , которые по собственной воле или в связи с исторической ситуацией, избрали Париж своим вторым отечеством. Всего на выставке представлено около восьмидесяти имен.

Мнение о России, как о варварской стране, во Франции существовало до 1870 года, но изменения в политике (поражение Франции в борьбе с Германией) привело к сближению двух стран, а, следовательно, и культур. Первое знакомство французов с русским изобразительным искусством произошло в 1890 году, на Всемирной выставке в Париже, где были представлены Валентин Серов, Константин Коровин, Филипп Малявин. А уже в 1909-1929 годы вместе с дягилевскими "Русскими сезонами", началось настоящее увлечение "русским стилем". Благодаря "Сезонам", с которыми сотрудничали французы Ж.Брак, А.Матисс, П.Пикассо, А.Дерен, русские декораторы оказались интегрированы в парижскую художественную среду.

В 1912 году на салоне группы "Золотое сечение", показавшем свою эволюцию к кубизму, помимо французских художников Дюшама, Леже, Купки, были выставлены работы трех русско-украинских художников - А.Архипенко, А.Экстер, С.Левицкой.

В 1920 г., когда "Золотое сечение" было возрождено, русские составляли уже треть участников выставки). Умозрительный характер поисков группы был выражен в позаимствованной у Леонардо да Винчи идее "золотого сечения". Крестным отцом группы был Гийом Аполлинер, преданный защитник кубизма. Впрочем, из-за собственных славянских корней, он был еще и посредником между французским и русским искусством на Монпарнасе. Именно Аполлинер помог приехать Шагалу в 1914 году и вернуться Ларионову и Гончаровой в 1915 г. В свою очередь Александра Экстер была художественным посредником между Парижем, Москвой и Киевом, открыв Пикассо деятелям русского авангарда.

Мировая война 1914 года на некоторое время прервала отношения Франции с русским искусством. Но после революции 1917 года России во Францию, как в Мекку, двинулись волны русских художников. В 1918-1921 годах уехали В. Кандинский, И. Пуни, Д. Бурлюк. Со второй "волной" (после смерти В. Ленина в 1924 году) Россию покинули А. Бенуа, М. Добужинский, В. Баранов-Россине, Ю. Анненков, З. Серебрякова.

Русские художники поселились в Германии, Италии, Америке. Но парижская группа стала самой значительной и составила часть знаменитой Парижской школы. Среди них были именитые художники, жившие прошлыми своими успехами, а были и такие, чье творчество в полной мере развернулось только на Западе.

Старые мастера из России с трудом приспосабливались к европейскому вкусу. Русское искусство распространялось в основном через театр. Русские художники пытались реорганизовать в Париже "Мир искусства". Вышел журнал и две выставки с таким названием. Однако, сами мирискусники отнеслись безучастно к этим "воскрешениям". Многие из них, признанные и именитые, не нашли в чужой обстановке настоящего признания. Постепенно и не без горечи осознавали они свою второстепенность в парижской художественной жизни.

Александр Бенуа за 35 лет проживания вне России не смог занять того положения, которое было у него в России. до 1917 года. Но при этом он активно продолжал и художественную, и литературно-критическую деятельность: создал эскизы для театров различных стран, писал пейзажи, написал знаменитые "Художественные письма". Лев Бакст за семь лет после революции написал несколько эскизов декораций, в том числе к балету "Шахерезада"( после этого в моду у женщин Парижа вошли тюрбаны), портреты И. Рубинштейн, А. Павловой, В. Нижинского. Оставив античные темы, он обратился к темам чисто русским, воскрешая этими воспоминаниями жизнь до эмиграции.

Не вышел за рамки ретроспективного стиля и Иван Билибин - после пребывания в Каире он приехал в 1925 году в Париж и продолжил работать в своей лубочно-византийской графической манере. Не в силах победить тоску по России, он, выполнив иллюстрации к двум книгам, вернулся в середине 1930-х годов в Ленинград, где умер во время блокады. О Константине Коровине французского периода А. Бенуа писал: "Говорили, что он очень выпивал и проигрывал в азартной игре то, что зарабатывал, создавая картинки с "русскими сюжетами" - тройками, зимними деревенскими пейзажами и т.д.". Только Константин Сомов не изменил своей изысканной манеры, черпающей вдохновение во французском XVIII веке.

Несомненное влияние на французскую сценографическую манеру оказал Мстислав Добужинский, самый глубокий декоратор и график "Мира искусства". Добужинский прожил в Париже с 1923 по 1935 год, выставлялся в Осеннем салоне, в частных галереях, писал декорации и костюмы для "Летучей мыши" Балиева, балетов и кино. Другому великому декоратору, Сергею Судейкину, впоследствии как и М. Добужинский, переехавшему в Америку, обязано своим успехом популярное в 1920-х годах "Русское кабаре".

Новое развитие мирискусническая традиция получила в произведениях А. Яковлева, В. Шухаева и Б. Григорьева. Александр Яковлев усовершенствовал манеру изображения персонажей в застывших позах. Используя красочную палитру голландцев XVII века, он придавал своим работам холодный "лунный" отсвет. В результате путешествий по Африке и Азии художник создал серию изображений восточных стран, представляющую большую ценность, в том числе для этнографии.

Василий Шухаев прославился декорациями к балету "Летучая мышь", отличавшимися красочностью, причудливостью, но в Париже работал над нарочито "сухими" портретами или сценами в духе Гогена. Борис Григорьев, имевший за рубежом славу "великого русского художника" - выпустил в 1923 году книгу "Лики России", где были собраны его наброски и этюды времен революции, выполненные в жесткой и резкой манере. Критик отмечал, что "Григорьев пишет Расею, исконную, настоящую, земляную, черноземную. Он ушел в глубины и как плугом поднял вековые пласты, показал, как эти комья выглядят снизу. Посмотреть стоит - из них вырастают золотые русские хлеба".

Если с 1909 до 1920 года русское присутствие в Париже было сильным, но распыленным, то после 1921 года массовый приток эмигрантов способствует развитию оригинального творчества, позволяющего говорить о "русском авангарде в Париже".И то, что внесли русские художники (манеры, стили, направления) во французскую культурную жизнь, в какой-то мере отразило характер художественных процессов в среде не только эмигрантов, но и во французском искусстве того времени. Как художники влияли на Париж, так и Париж влиял на них.

Владимир Баранов-Россине, начинавший в России как мастер цветомузыкальных композиций и портретов в духе кубофутуризма, в Париже начал заниматься абстракцией. Юрий Анненков (портреты в духе кубизма) меняет темы и манеры, перейдя, наконец. к абстрактным коллажам. После переезда в Париж кардинально изменил свою манеру творчества Иван Пуни. После 1923 года, он окончательно отошел от кубофутуризма и супрематизма и начал работать над пейзажами, интерьерами, парижскими сценами в стиле наби. Его полотна маленького формата, напоминающего японские шелковые панно, были вдохновлены парижскими улочками и тупиками или самыми неожиданными предметами из его мастерской на Нотр-Дам-де-Шан. Василий Кандинский прожил в Париже с 1923 до своей смерти в 1944-м. Этот период можно назвать синтезом его творчества. Под влиянием научных открытий о бесконечно малых величинах В. Кандинский ищет и изучает параллели между процессами, происходящими в природе и искусстве.

Ни одному художнику не удалось снискать в парижской художественной среде такого внимания, как Марку Шагалу. Он проявил себя как в станковой живописи и театральных декорациях, так и в художественной иллюстрации книг, религиозных витражах и гобеленах. Когда в 1922 году М.Шагал уехал из России в Париж, то получил предложение заняться художественной иллюстрацией. Результатом работы стали гравюры для "Мертвых душ" Гоголя и басен Лафонтена. После путешествия в Тель-Авив и Сирию М. Шагал берется за иллюстрирование Библии, а позднее принимает заказ на оформление издания "Дафниса и пХлои". Во время войны, в 1941, М.Шагал уехал в Америку, вернулся во Францию шесть лет спустя и поселился на юге, где его живописная манера претерпела изменения под влиянием яркой природы средиземноморского побережья.

Особое место в парижской школе занимают Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. Во французский период творчества они не развили своих смелых исканий лучизма 1911-1914 годов, но ярко проявили себя в театре. С 1915 года начинается увлечение М. Ларионова танцем, не покинувшее его до конца жизни, и работа для балетных спектаклей, где проявились и смелость неопримитивизма, и красочность русского лубка, и стилизация скифского искусства. Н. Гончарова, помимо ярких театральных работ, создала живописную серию испанок в манере, близкой набидам. А, начиная с 1957 года исполнила ряд беспредметных картин на тему космического спутника. Ее способности к творчеству не помешал даже тяжелейший ревматизм, развившийся под конец жизни: из-за болезни Н.Гончарова вынуждена была работать, располагая холст горизонтально, и держать кисть двумя руками.

Одним из самобытных художников, выработавших свой стиль уже в Париже, был Леопольд Штюрцваге, известный под измененной Аполлинером на французский лад фамилией Сюрваж. Сюрваж создал собственную систему организации кубической перспективы: если у кубистов система плоскостей основывалась на одной общей оси с изображением предметов, то Сюрваж создал кубистическую перспективу пейзажа в двух измерениях. По его словам: "Живопись - это искусство в двух измерениях. Нужно создать представление о третьем измерении, но без имитации последнего". С 1939 года он начал применять древний способ составления казеиновых красок, сохраняющих свой цвет более двух тысяч лет. Их прозрачные и матовые оттенки увеличивали особую рельефность его композиций. Помимо станковой живописи, в 1922 году Сюрваж выполнил для дягилевских Русских балетов декорации к "Мавре" И. Стравинского, где также использовал собственную систему кубистической перспективы.

В 1928 году в Москве в помещении Морозовского отделения Государственного музея западного искусства открылась выставка "Современное французское искусство", половину которой занимали "русские парижане". Опыт московской выставки завершил традицию Серебряного века - демонстрировать русское искусство параллельно с французским. Следующей была только состоявшаяся через полвека выставка "Париж-Москва" в 1979 году. Нынешний проект "Русский Париж", реконструирует феномен русского художественного присутствия в Париже, ставшего отечеством для многих замечательных русских художников. Большинство произведений русская публика увидит впервые.

Выставка будет работать до 22 июля.

www.museum.ru/N13799
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.01.2022  x    ?  


Мероприятия к 78-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады

Памятная акция "Блокадный свет" в Петропавловской крепости

К 78-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: подвиг альпинистов

Презентация книги «“Я знаю, что так писать нельзя”: Феномен блокадного дневника»

Ко дню рождения А.П. Чехова. Вечер в Доме Любощинских - Вернадских

Игорь Обросов. Суровый стиль

Выставка художественной керамики "Поверхности" в музее-заповеднике «Царицыно»

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля получил грант на развитие инклюзивной среды

К Восточному Новому году. Выставка «В поисках дикой сливы» в Музее Востока

День рождения Высоцкого отметят на ВДНХ

Концерт песен Владимира Высоцкого в День его рождения

Бесплатные музеи и экскурсии: на ВДНХ пройдут мероприятия ко Дню студента

«Путешествие длиною в жизнь». Выставка произведений Фёдора Конюхова в МВК РАХ

Антон Стекольщиков. «Расширяя горизонт»

День памяти Иосифа Бродского в Музее Анны Ахматовой

Три века российской прокуратуры. Редкие издания из фондов Российской национальной библиотеки

Открыт прием заявок на новый конкурс «Креативный музей» Фонда В. Потанина

Выставка «Наше сказочное ВСЁ» в Музее кино

VI Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

VIII Международный конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

Выставка «Я цели намечал свои на выбор сам…»

Анатолий Маслов (Сударь). День первый

«Совсем не обидно» - шаржи Василия Карячкина на выставке в Музее кино

Выставка Данилы Ткаченко «Осколки» в Галерее Люмьер


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru