НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Санкт-Петербург. Портрет города и горожан

c 1 июня по 31 августа 2003Санкт-Петербург
В.И.Суриков. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870
В корпусе Бенуа Государственного Русского Музея открыта выставка "Санкт-Петербург. Портрет города и горожан". На выставке представлено около 500 произведений XVIII - XX веков, отражающих во всех видах и жанрах изобразительного искусства историю Петербурга, жизнь города и горожан из собрания Русского музея.

История Петербурга совпала с историей императорской России. Царь Петр стал первым российским императором и строительство города не похожего на боярскую Москву, было для него символом перемены во внутренней и внешней политике. Санкт-Петербург создавался как город будущего России. Отсюда и стремление запечатлевать и придавать гласности ход строительства. Топографические карты, планы, проекты домов, картуши и иллюстрации к книгам с первыми городскими пейзажами - это произведения искусства и великолепные свидетельства художественного вкуса российских последователей голландских мастеров.

Первые изображения Петербурга были выполнены художниками, работавшими в канцелярии строений или ведомстве Академии наук. Среди них такие выдающиеся, как рисовальщик и гравер Алексей Зубов и Михаил Махаев. Зубов оставил после себя десятки произведений, в которых на гравировальных листах запечатлены живые страницы императорской России первой половины XVIII столетия с ее войнами, бракосочетаниями царственных особ и другими событиями. Уже на этих первых изображениях города видно - Петербург - морская столица. Мотив мачт, парусов, кораблей будет сопровождать изображения Петербурга на протяжении трех столетий.

Оригинальные рисунки Михаила Махаева дают представление о характере и качестве видового пейзажа в России середины XVIII столетия. Внимательно и последовательно художник фиксировал рождающийся на болотах город. Рисунки Махаева тиражировались просредством гравирования и впоследствии использовались другими художниками.

Завершение строительства, среда и атмосфера нового города России побудили к созданию большого количества живописных и графических циклов. Торжественные открытия памятников нередко превращались во всенародные праздники, и запечатлевались живописцами, рисовальщиками и граверами. Открытие "Александровской колонны" происходило в непогоду - сверкали молнии, дул сильный ветер, срывающий с постамента белые драпировки, - таким его запечатлел Василий Раев.

Одна из самых популярных тем у художников Нева - гордость, украшение, источник жизнедеятельности города. Благоустройство набережных, их постепенное оформление дворцами и особняками запечатлено в видах Петербурга Беньямина Патерсена, Иоганна-Георга Майра, Карла Беггрова и многих других.

Особенно много изображений Петербурга появилось в первой половине ХIХ века. Это была пора величия России. Дворцы, особняки, соборы, церкви, гранитные набережные, сфинксы на берегах Невы - все богатство Петербурга отразилось в творчестве художников. Тогда уже Академия Художеств превратилась в зрелое художественное заведение, воспитывающее в своих стенах мастеров. Образ прекрасной европейской столицы, тиражировался в литографиях и гравюрах, принося городу мировую славу. Способствовали этому Александр Брюллов, Карл Беггеров, Иван Иванов и другие.

В 1820-1840-е годы особой популярностью пользовались небольшого формата акварельные изображения дворцов и особняков снаружи и внутри: интерьеры, фасады, окружающие их сады и парки. Эти творения художников сегодня оказались очень актуальными, поскольку являются необходимым и порой даже единственным материалом для реставраторов.

Жанровые сценки, посвященные жизни города и его жителей акварелные, литографированные и гравированные, были чрезвычайно любимы публикой в середине XIX века. Карл Кольман, Василий Садовников и другие мастера специализировались на таких изображениях, оставив нам живые картины городского быта. Жизнь российской элиты - читающей, музицирующей, танцующей на балах - предстает в акварелях и рисунках Василия Садовникова, Григория Гагарина, Михаила Зичи. Знаменитое чиновничество, описанное Николаем Гоголем и Михаилом Салтыковым-Щедриным, запечатлено в рисунках Александра Нотбека, Николая Загорского, Алексея Чернышева, Павла Федотова. События литературной, театральной жизни нашли отражение в произведениях Рудольфа Жуковского, Бориса Кустодиева, Ильи Репина и многих других.

Позднее, на рубеже ХIХ и ХХ веков, город, его архитектурная среда и атмосфера побудили к созданию живописных и графических циклов художников объединения "Мир искусства" (Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева). Именно им принадлежит честь открытия красот русской столицы, которую предшественники считали городом "казенным" и "бездушным". В своей серии станковых гравюр "Петербург", которую принято называть "Большими Петербургами" А.П. Остроумова-Лебедева нашла необычные ракурсы, передающие нюансы настроения городского пейзажа.

Изображения Петербурга первой четверти ХХ века отражают мрачную и трудную жизнь его жителей в годы революций и гражданской войны. Произведения Александра Вахрамеева, Мстислава Добужинского пропитаны болью за любимый город. Рисунки и гравюры иллюстрируют потерянность петербуржцев, прекрасный город изображается исключительно мрачными и блеклыми цветами. В 1920-1930-х годах художники Семен Павлов, Николай Дормидонтов, Антонина Анушкина создали свои циклы городских видов - изображения ленинградских окраин. Революция неузнаваемо изменила образ города и горожан, а незатронутые революционными преобразованиями пейзажи отражали ностальгию по патриархальной жизни и легкую иронию. В довоенные годы художники исследуют городские типы, изображают представителей разных слоев общества. Рисунки художника Бориса Ермолаева больше похожи на иронические наброски, рисующие характерные типажи и аромат ушедшей эпохи.

В официальном советском искусстве с середины 1920-х разворачивается упорная работа по популяризации новых тем и образов. Наибольшую значимость приобретает глобальная индустриализация государства. В 30-х годах на Ленинградском металлическом заводе постоянно работают питерские художники, создавая летопись индустриального гиганта и его тружеников. Ярослав Крестовский всегда стремился найти нестандартный подход к сюжету. Его "Сварщики" в одноименной картине кажутся маленькими волшебниками внутри гигантской сферы - рабочего колеса турбины.

Контрастными стали творения художников блокадного Ленинграда. С одной стороны это твердые, непокоримые защитники города скульптора Игнатьева, мужественные ленинградцы Алексея Пахомова, Юрия Непринцева, Любови Холиной. С другой - воздушные, балансирующие между бытием и небытием рисунки городских улиц Людмилы Рончевской, Вячеслава Пакулина, Петра Бучкина.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов в официальном искусстве на смену парадному изображению жизни пришел интерес к прозе повседневности. Молодые художники, входившие тогда в искусство, отказывались от пафоса и театрализации. Серия рисунков Левона Айрапетянца начала 1960-х сложилась под влиянием идей этого "сурового стиля". В пейзажах Рихарда Васми с пустынным равнинным рельефом чувствуется отчужденность, отстраненный взгляд на мир.

Город рос и менялся. Все его изменения тщательно фиксировались художниками. Столичность Петербурга сказывалась и в жанровых картинках, и в роскошных панорамных видах, и даже порой в маленьких акварелях. Удивительно, но художники разных эпох нередко рисуют город с одних и тех же точек. Меняются детали, настроения, техники изображения - неизменным остается только город на Неве, придуманный когда-то царем Петром.

Выставка будет работать до 31 августа.

www.museum.ru/N13794
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.10.2019  x    ?  


Царская опера в Царском дворце!

Международный форум по сохранению деревянного зодчества «Старый город в новом мире» в Иркутске

«Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет». К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Ночь искусств в Иркутском музее декабристов

Цензура и книга: дискуссия или противоречие? История вольной русской печати

Семинар «Право на переработку произведений искусства (практические рекомендации)»

Выставка «Почитание книжное. Личные библиотеки российских сословий» в Музее истории религии

Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938-2006

Ночь искусств. Закулисье

Осенняя областная выставка Иркутского отделения Союза художников России #АртИркутск

Персональная выставка В.А. Леднева «Земля и люди Поднебесной»

Выставка «Свечение цвета» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новое молодежное пространство Пушкинский.Youth

"Лицея день заветный…"

Восемь предметов фарфорового шедевра в собрании музея-заповедника «Царское Село»

Пятый угол - 2019

Выставка «Русский жемчуг» в Музее природы г.Владимира

Марина Бокариус. Книги из коллекции Сергея Маркова

Выставка "Матисс. Пикассо. Шагал..." в Выставочном центре "Эрмитаж-Казань"

"Четыре хороших, лучших, ласковых года". К 95-летию переезда Александра Грина в Феодосию

Лекция "Москва на старинных открытках" в Школе наследия

Выставка «Дейнека / Самохвалов» в Центральном выставочном зале "Манеж", С.-Петербург

Межмузейный выставочный проект «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль»

IV Международная научная конференция «Историческое оружие в музейных и частных собраниях»

Выставка "Дикая природа России" в Сургутском краеведческом музее

Сарапульский музей-заповедник приглашает на «Ночь искусств-2019»

Третья выставка в рамках проекта #Помнитьнельзязабыть в Саратовском областном музее краеведения

Проект "Корсаковские среды"

Вечер памяти «Репрессии. Были.»

Выставка «Бабушкины сказки для современных детей» в Санкт-Петербургском музее кукол


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru