Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева при участии Гете-института представляет выставку "Убежище Refugium" - авторский проект Игоря Захарова-Росса (Германия). Открытие состоится 20 июня в 18.00 в зале Аптекарский приказ
Комментарий Игоря Захарова-Росса: Выставочный проект организуется как динамичный процесс, включённый в давно разрабатываемый мною концепт "Синтопической Пластики" (Syntopie Plastik), предполагающий создание промежуточного поля как открытой связи. В рамках московского проекта предусматривается использование различных форм коммуникации - дискуссия, доклад, создание компьютерного фильма с параллельным звукорядом. В экспозицию интегрируется также фотография, живопись, объект. Планируется издание сборника и проведение конференции со специалистами из различных сфер общества (искусство, наука, экономика) на тему "Убежище". В Москве будут представлены зеркала, выполненные из массивных блоков графита. Вы можете едва ли различить в них себя. Нарцисс теряется в отражении, лишь смутно проглядывающем из нутра блестящей серой поверхности. Что бы ни говорил Лакан о "le stade du miroir", зеркало - это, прежде всего, то первое место самосохранения, которое ребенок находит, когда остаётся один на один со своим окружением, где его нет. В нашем расплывающемся, исчезающем графитном облике вы раскрываете всю пустоту когда-то испытанной инфантильной радости по поводу спасения в зеркале. Или той, что позднее охватывала вас, когда, взявшись за карандаш, вы уповали на то, что увековечите себя в письме, в рисунке. Где ещё можно сберечь себя, кроме бегства в зеркало? Человек не довольствуется вырабатываемым им представлением о воздаянии в параллельной вселенной, своей позицией эмигранта из космоса. Он хочет спасительного потустороннего здесь и сейчас, дифференциации от среды своего непосредственного обитания. Этим иным пространством становится любое изолированное и труднодоступное: пустыня для раннехристианских отшельников; глухая чащоба для исихастов, в одиночку приобщавшихся Божией энергии, и для старообрядцев, не желавших прикасаться к испорченному реформами миру; горы для Ницше и Хайдеггера, Яснополянское имение для Льва Толстого, жилище для любого из нас. Смысл дома в том, что в нём, как и в любом другом из перечисленных и неупомянутых убежищ, можно спрятаться от социальности, не вступая с ней в революционную конфронтацию. Почему нас пугает общественная жизнь, из которой нам хочется удалиться в наш приватный уголок? Потому что она безжалостно требует жертвоприношений: отдачи если не нашего тела на заклание или части нашего заработка на поддержание государства, то во всяком случае нашей личной свободы, уступаемой нормам социального поведения. Концепция синтопии и связанного с нею преодоления жесткой пространственной закреплённости знания обязана своим появлением данным и заключениям современной науки о деятельности мозга. Любая система знания имеет свое обоснование с точки зрения деятельности мозга, что можно пояснить на примерах. Однако эти системы знания связаны друг с другом, что способствует формированию комплексного опыта. Сам собою напрашивается вывод, что современная наука, изучающая деятельность мозга, может использоваться в качестве метафоры преодоления границ "частичных культур". Кажется, будто в конкретный момент наше мышление определяется той или иной "частичной культурой", самостоятельной и независимой (например, искусством, наукой, экономикой), а фазы истории осмысливаются нами как единичные события, значение которых для современности часто оценивается весьма высоко. Концепция синтопии соединяет образы мышления, характерные для различных пространств или различных эпох; местоположение в пространстве учитывать необходимо, однако оно проявляет себя лишь в своих связях с другими точками пространства.