НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Петербургу посвящается...

c 27 мая по 27 июня 2003Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
"Красуйся, град Петров!" - так называется выставка, посвященная трехсотлетию Санкт-Петербурга, открывшаяся 27 мая в залах Радищевского музея (г. Саратов). Ее экспозицию можно характеризовать и точнее: "Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург в изображениях русских художников 18-20 веков". Ибо "гранитный город славы и беды" запечатлен ими в самые различные моменты его исторического бытия: и пышные торжества с фейерверками, и трупы блокадников на заснеженных улицах, и парадное величие замечательных памятников архитектуры и скульптуры, и уютные домики городских окраин. Каждый найдет здесь свой Петербург.

Отношение к молодой столице в России всегда было неоднозначным. Полярные оценки намечены уже у Пушкина - от "люблю тебя Петра творенье" до "скука, холод и гранит". Сотни писателей и поэтов, композиторов живописцев и графиков запечатлели в своих произведениях прекрасный и страшный облик "северной Пальмиры".

Решительный поворот в осмыслении роли этого города в культуре страны был сделан художниками "Мира искусства". В 1902 году на страницах этого журнала появилась программная статья Александра Бенуа "Живописный Петербург" - "знаменитый крик его о красоте Петербурга", по словам мемуариста. Она стала идейным обоснованием полотен и графических листов, посвященных архитектурному пейзажу северной столицы. Согласно Бенуа, "окно в Европу" находилось все в том же русском доме, и оно этот дом освещало. И само оно, конечно же, было русским.

Различные европейские влияния, пройдя плотный фильтр национального восприятия и вкуса, пересекаясь и наслаиваясь друг на друга, рождали памятники самобытной культуры. Синтезируя ценности европейского архитектурного наследия с национальными традициями, строился вполне европейский город, какого не могло быть ни в московской Руси, ни в какой-либо конкретной стране Европы.

Историю Петербурга на этой выставке можно проследить от момента зарождения петровского замысла будущей столицы ("Здесь будет город заложен...") в эффектном листе Александра Бенуа "На берегу пустынных волн", до Петербурга сегодняшнего в живописи и графике саратовского художника Александра Козинцева. Здесь и гранитные набережные, и величавые дворцы над широкой полноводной Невой, и воспетый поэтами Летний сад, и Академия художеств, и Исакиевская площадь, и фальконетовский памятник Петру, и Публичная библиотека, и Стрелка Васильевского острова, и Поцелуев мост, и вид Смольного монастыря и много других прекрасных и гармоничных сооружений, возникших в разные времена, но не разрушивших то удивительное чувство единого ансамбля, которым не случайно так славится этот замечательный город. Прекрасны и образы петербургских пригородов - великолепных дворцово-парковых ансамблей, запечатленных в графике А.Г. Ухтомского, И.В. Чесского, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумовой-Лебедевой. Имперский Петербург в экспозиции заметно усилен живописными и скульптурными портретами представителей династии Романовых - от Петра 1 до Александра 111, а также сильно уменьшенной копией знаменитого "Медного всадника", исполненной Е.А. Лансере.

В истории Петербурга ХХ столетия было два огромной значимости события, ставших неотъемлемой частью и мировой истории - это революция и блокада. Революционные и первые послереволюционные годы в коллекции музея представлены немногими графическими листами ("Аврора в Октябрьские дни" Н.Н. Кострова, "Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала" Н.А. Павлова, "Штурм Зимнего" В.В. Пакулина, изображением революционных праздников). Тематически к ним примыкают гравюры П.А. Шилинговского начала 1920-х годов из серий "Виды Петербурга" и "Петербург. Руины и возрождение". Верный традициям старой гравюры на дереве этот "маг безупречно вырезанных линий" культивировал отточенное, несколько суховатое мастерство.

Богатая подборка графики военной поры позволяет наглядно представить себе реальную трагедию блокадного города, упорно сопротивляющегося врагу. Это же ощущение рождают листы Л.И. Гагариной из серии "Ленинград в блокаде", иные из которых, как и листы И.С. Астапова или А.В. Каплуна, Н.А. Платунова, создавались как раз в эти черные дни. В блокадном городе скончались от голода, холода и других невзгод талантливые живописцы А.Е. Карев и В.В. Суков, представленные ленинградским пейзажами 1920-х годов.

Особый раздел на выставке составляет Петербург литературный. Здесь автолитография Н.А. Павлова "Пушкин на Неве" - образ почти набоковский: "Нева, лениво шелестя, как Лета льется. След локтя оставил на граните Пушкин". Здесь замечательная книжная графика М.И. Полякова: иллюстрации к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Пушкина, к "Петербургу" Андрея Белого, выразительные иллюстрации Ф. Константинова и С. Мочалова, портрет Александра Блока Г.Н. Бурмагиной и ее же иллюстрация к его "Двенадцати", серия иллюстраций Андрея Ушина к роману Ф.М. Достоевского "Идиот", убеждающе передающих напряженно-гнетущую атмосферу повествования.

Литературный Петербург оказался на выставке более мрачноватым, чем другие ее разделы, не исключая блокадный. В графических листах Остроумовой-Лебедевой, Г.С. Верейского, Н.А. Павлова, С.Б. Юдовина, Л.И. Гагариной привлекает прозрачная ясность, гармония и торжественная строгость архитектурных ансамблей, то, что именуют "ампирным великолепием Петербурга". Знаком возрожденного и празднично-прекрасного города стала на выставке огромная картина Ю.С. Подляского "Ленинград" - яркий образец радужного оптимизма времени хрущевской оттепели.

Красота и яркость художественных инсталляций находится в гармонии с художественными работами разных эпох и жанров, давая зрителю как можно глубже проникнуть в ауру "петербургской" выставки. (Информационный бюллетень 14 (40) Саратовского государственного художественного музей имени А.Н. Радищева)

www.museum.ru/N13572
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru