С 15 мая по 15 июля в Государственном художественном музее Алтайского края проходит выставка "Общие истоки. Прикладное искусство народов России, Украины, Беларуси". Экспозиция дает уникальную возможность увидеть в одном выставочном проекте лучшие образцы декоративно-прикладного искусства России, Украины, Беларуси, проследить некоторые очевидные культурные параллели в искусстве восточнославянских народов.
Исторические судьбы народов России, Украины и Беларуси неразрывно связаны между собой. Выйдя из одной колыбели - Киевской Руси - эти народы, несмотря на разницу их исторических судеб, сохранили близость культуры, языка, менталитета. Как общие черты, так и различия нагляднее всего проявились именно в народном искусстве, так как оно в силу своей специфики отражает качества, присущие тому или иному народу в наиболее прямой и непосредственно-эмоциональной форме. Немногочисленные, но с любовью украшенные вещи сопровождали человека всю его жизнь, бережно хранились и переходили из поколения в поколение, с детства исподволь прививая чувство красоты, а также воспитывая любовь к своей родине, к ее природе, обычаям, особенностям бытового уклада. Изначальное стремление человека к красоте воплощалось в богатом декоре утилитарных предметов, создававших бытовую среду, превращая их в настоящие произведения народного искусства. Богато украшались посуда и домашняя утварь, предметы интерьера, детские игрушки, изделия из текстиля. Культурная традиция каждого народа - носитель многовекового национального опыта, его исторической памяти. Отражая душу народа, декоративно-прикладное искусство передает, прежде всего, яркую, праздничную ее сторону, являя собой зримое воплощение радости бытия.
Выставка "Общие истоки. Прикладное искусство России, Украины и Белоруссии" была сформирована на материале фондов Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Министерство культуры СССР и Министерство культуры России на протяжении ряда лет приобретали для музеев и своих запасников все лучшее, что было создано мастерами народного искусства. РОСИЗО стал владельцем уникальной коллекции декоративно-прикладного и народного искусства 1970-1990 гг., которая по полноте, разнообразию и качественному уровню не уступает этнографическим музейным собраниям.
Выставка включает произведения ряда российских художественных промыслов: скопинскую керамику, филимоновскую игрушку, хохломскую, городецкую, полх-майданскую роспись, изделия из бересты, ткачество. Эти народные промыслы, пожалуй, сохранили связь с народными корнями в максимальной степени, они дают великолепный материал для сравнения с изделиями центров и очагов художественных ремесел Украины и Беларуси. Последние представлены резьбой и росписью по дереву Ивано-Франковской и Полтавской областей, глиняной скульптурой и резным деревом Закарпатья, Гомеля, плетением из соломки, вышивкой и ткачеством. Экспозиция дает возможность проследить некоторые очевидные культурные параллели в искусстве восточнославянских народов: украинские поливные фигурные сосуды - опошни - перекликаются со скопинской керамикой. Их роднит близкий колорит и стремление мастеров придать своим изделиям формы львов, быков, баранов. Украинское расписное дерево с его яркими растительными узорами близко к городецкой росписи. Невольно приходит на ум мысль об общих истоках, когда мы смотрим на резные ковши белорусских мастеров и мастеров русского Севера, а также русские и украинские текстильные изделия с преобладанием красного цвета и геометрического орнамента.
При этом каждый из народов создал свой, особенный, непередаваемый стиль, свои специфические художественные техники. В этом ряду можно упомянуть филимоновскую игрушку, хохломскую роспись, русские северные изделия из бересты и щепные птицы, ивано-франковское инкрустированное дерево, белорусские изделия из соломки.
Настоящая выставка является великолепным материалом для изучения народных промыслов, формирования эстетического вкуса подрастающего поколения, своеобразным "методическим пособием" для педагогов общеобразовательных и художественных школ, воспитателей детских садов, руководителей кружков, народных умельцев, а также всех тех, кто интересуется декоративно-прикладным творчеством.