Государственный научно-исследовательский институт реставрации и Ярославский художественный музей "Дом в разрезе" приглашает Вас на выставку живописи и графики Т.Н.Глебова (1900 - 1985) и А.И.Порет (1902 - 1984) (Школа Филонова) (из собрания Ярославского Художественного музея и частных коллекций).
"…Если не помните, рисуйте пелену забвения, выдумывать и врать не надо, / рисуйте "симфоническое многообразие жизни!!!" (Из разговора П.Н. Филонова с А.И. Порет).
Ярославский Художественный музей и Государственный научно-исследовательский институт реставрации связывает многолетняя исследовательская и творческая работа по возвращению в контекст русской культуры неизвестных страниц, как Ярославский портрет, наследий художников, в частности Михаила Соколова, и отдельных значимых полотен, как "Дом в разрезе".
Произведение "Дом в разрезе", создано в 1931 году талантливыми ученицами П.Н.Филонова, Татьяной Глебовой и Алисой Порет. Полотно поступило в Ярославский Художественный музей в конце 1980-х гг. с утратами, разрезанное на несколько частей. Благодаря усилиям реставраторов оно обрело новую жизнь. Материалы по исследованию и реставрации, представленные в экспозиции, позволяют увидеть долгий путь возрождения "Дома в разрезе".
Как показали исследования, произведение никогда не выставлялось. Найдено упоминание о нем только в дневнике П.Н. Филонова. Наследница полотна Людмила Николаевна Глебова смогла прокомментировать ряд сюжетов, в частности, узнала среди изображенных себя в детском возрасте, сестру - Татьяну Глебову за мольбертом, известную пианистку М.В. Юдину, семью А.И. Порет. Это дает повод предположить, что картина имеет автобиографическую основу.
Дом, где жили и творили Т. Глебова и А. Порет в те годы - своеобразный литературно-музыкальный и художественный салон, где бывали многие художники, поэты, музыканты… Алиса Порет вспоминала: "Днем мы всегда писали маслом, потом обедали и гуляли, а по вечерам, если не было интересного концерта, принимали гостей. Народу у нас бывало много, подавали мы к столу только чай с очень вкусными бутербродами и сладким, а водки у нас не было никогда, и с этим все мирились. Д.И. Хармс и А.И. Введенский были нашими основными подругами". Художница потом называла это время "эпохой Хармса" в своей жизни, наполненной атмосферой игры, розыгрышей и мистификаций. Примечательно, что тогда они, собираясь с друзьями-обериутами, любили играть в "разрезы", метафорически описывая внутренний мир знакомых.
В "разрезе" дома открывается активный сюжет, включающий несколько композиций. Здесь и парк с влюбленными, и сцена тушения пожара, и похоронная процессия, и открытая зрителю шумная разнообразная жизнь "квартир" дома. В единый образ соединяются разновременные и разнопространственные события, сталкивая прошлое и настоящее, обращая внимание исследователей к архивам Глебовых, мемуарам художниц и их современников, к стихам обериутов… Это произведение оживает в синтезе искусств - живописи, музыки и литературы.
Выставка дополнена и другими работами Т. Глебовой и А. Порет, что позволяет увидеть творческий портрет художниц и почувствовать их индивидуальность.
Кураторы выставки - Елена Васютинская (ГосНИИР), Нина Голенкевич (ЯХМ, /т. (0852) 72-8257, E-mail: ).
Выставка открыта по адресу: Москва, ул. Бурденко, 23