В целях развития творческих подходов и укрепления коммуникации в сфере музейной инновации Красноярский музейный центр под патронажем министерства культуры РФ и администрации Красноярского края проводит Пятую Красноярскую музейную биеннале с 4 по 8 сентября 2003 года.
Посвященная определению границ современного искусства памяти как ядра музейного творчества IV биеннале 2001 года утвердила культурологический профиль красноярского экспозиционного форума, основным нервом которого всегда была встреча художника и музея на почве совместного проекта.
Мы надеемся на то, что современный музей, будучи коммуникационным центром креативной культуры, площадкой, где, прежде всего, выясняются отношения с прошлым и будущим, способен и намерен выполнять функцию обеспечения общества импульсом исторического творчества. Без креативного музея как механизма артикуляции актуального временного опыта гуманитарная культура лишена фундаментальной опоры.
Сегодня "придумать историю" стало реальной задачей и для PR-деятельности, озабоченной социализацией и встраиванием в культуру серьезных управленческих и бизнес-новаций. Новые русские корпорации ощущают потребность в образе собственной истории. В этом ряду у музея появляется реальный шанс стать равноправным стратегическим партнером политических и экономических институтов гражданского общества.
Мы считаем, что современный художник, озабоченный границами собственного искусства, ищущий творческий смысл в расширении материального и коммуникационного поля художественного действия, представляет реальную силу экс-позиционирования культурных ценностей и способностей существования во времени.
Обоюдно заинтересованные в проектном отношении к прошлому музей и художник формируют платформу обретения нового культурного опыта и продуктивного воображения, творения новой социо-ландшафтной идентичности.
Постановка проблемы. Проект V биеннале посвящен осмыслению ключевой проблемы в процессе творческого понимания прошлого - воображению и представлению события. В размышлении над памятью в ее непроизвольной интенсивности и фантазматической энергетике возникает вопрос соотношения события и истории.
Слово "история" не только в русском языке показательно многозначно. Это и описание произошедших событий с привлечением документальных источников, и вымышленный рассказ с фабулой и сюжетом. Истина языка в данном случае говорит о неразлучном сопутствии воображаемого и действительного. Еще Коллингвуд говорил, что реконструкция прошлого есть дело воображения.
Говоря - "история", мы, прежде всего, имеем в виду "историю с маленькой буквы", подразумевая отражение в персональном переживании времени уникальной событийной канвы, того, что образует судьбу человека.
"Вымысел истории" - эта многозначная тема предлагает участникам биеннале высказаться на языке экспозиции как об интриге историографии - письма истории, специфического "документального рассказа", так и о переплетении фантазийных и реальных моментов проживания времени, образующих вымышленную родину в художественном произведении.
Для понимания предмета актуального искусства памяти представляют повышенный интерес пункты пересечения документированных и вымышленных историй как точки опоры для оформления непосредственного чувства времени, соотнесения продуктивного воображения с реальностью. История стремится говорить о том, что было, а поэзия - о том, что могло бы быть.
Мы рассчитываем, что совместными усилиями участников биеннале удастся прикоснуться к подлинному содержанию процесса исторического существования. Выделить экспозиционными средствами квинтэссенцию живого воспоминания, лежащего в основании действия, направленного на будущее.
Как определил Рикер: "Мир вымысла - это лаборатория форм, где мы пробуем возможные конфигурации действия, чтобы испытать их основательность и осуществимость".
Программы.
- Основной экспозиционной программой биеннале является собрание проектов на тему "Вымысел истории". Все разнообразие подходов к теме воображаемого временного опыта развертывается здесь вокруг или в отношении к понимаемому в широком смысле документальному источнику, предмету, коллекции. Участникам предлагается экспозиционно-инсталляционными средствами создать своеобразный контейнер живого воспоминания-сотворения конкретной истории, куда некоторым образом помещается и включается посетитель музейной биеннале.
- Для разметки концептуального поля центральной темы в экспозиционном пространстве биеннале выделяется специальная программа "Хрестоматия". Будучи посвященной, в первую очередь, художественному вымыслу в истории, она направлена на проектное исследование такого феномена как литературоцентризм русской культуры. Программа формируется по отдельному кураторскому проекту с привлечением художников (возможно - в партнерстве с литературными музеями), в чьем творчестве проблематика текста, письма, сочинения истории играет немаловажную роль.
- Специальная экспозиционно-акционная программа "Улыбка города", состоящая из серии проектов, призвана стимулировать и анимировать урбанистическую культуру воображения. Основными участниками программы предполагаются жители города Красноярска, 375-летний юбилей которого будет отпразднован во временных рамках V биеннале.
- Дискуссионная программа биеннале включает в себя серию мастер-классов ведущих экспертов в области музейной инновации и круглых столов, посвященных актуальным проблемам взаимодействия исторического и художественного способов представления временного опыта на музейных площадках.
- В рамках биеннале состоится заседание Международного Комитета по Музеологии (ICOFOM) с участием специалистов из разных стран по теме "Музей: инструмент Единства и/ или Разнообразия".
Условия участия. К участию в экспозиционных и дискуссионных программах биеннале приглашаются государственные, общественные и частные учреждения и организации, ведущие экспозиционную деятельность в сфере культуры, а также отдельные художники и кураторы.
Участники основной экспозиционной программы биеннале определяются советом кураторов биеннале на основе подробного описания проекта. Проектные заявки на участие в конкурсной программе V биеннале необходимо отослать не позднее 15 мая 2003 г. по почтовому штемпелю.
Не позднее 1 июня 2003 г. оргкомитет уведомляет авторов проекта о принятии заявки к участию в программе V Красноярской биеннале.
При планировании участия в экспозиционной программе необходимо учитывать возможность существования проекта на площадках Красноярского музейного центра в течение двух месяцев после открытия V биеннале. При этом оргкомитет оказывает содействие в обратной отправке экспозиционного проекта.
Экспертный совет. Для определения лучших экспозиционных работ V Красноярской музейной биеннале формируется экспертный совет из ведущих отечественных и зарубежных культурологов, искусствоведов и музеологов.
Экспозиционные условия. Для реализации проекта каждому участнику выделяется замкнутое со всех сторон пространство, имеющее один вход. Площадь пола - 9 кв. метров. Высота "камеры" 2,5 метра. Внешний периметр экспозиционного пространства не трансформируется. В распоряжении экспонента шесть внутренних поверхностей - граней: четыре стены, пол и потолок. (Площадка может быть обеспечена дополнительным оборудованием по согласованию с оргкомитетом).
Кураторский замысел основан на убеждении, что в заданных специфических обстоятельствах может быть активизировано "внутреннее" измерение инсталляции. Затрудненность беглого осмотра и в какой-то мере проникновения в "камерный музей" должно компенсироваться интригой погружения посетителя в остро характерную среду, воздействующую на все органы чувств.
Управление проектом V Красноярской музейной биеннале. Директор - Михаил Шубский. Кураторы - Сергей Ковалевский, Виктор Сачивко. Координатор - Ирина Гурова.
Заявки необходимо отправлять по адресу: 660097 Красноярск, площадь Мира 1, Красноярский музейный центр. Центр сетевых музейных программ. Тел: (391-2) 23-9896, (391-2) 23-9235 Факс: (391-2) 23-8312. E-mail: , ,