6 февраля в Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И.Гродекова состоялось открытие выставки "Городецкая живопись" художницы Марины Кирилловой. На выставке были представлены авторские живописные картины, расписные доски, матрешки, украшенные орнаментом Городецкой росписи. После открытия Марина Геннадьевна провела мастер-класс.
Марина Кириллова родилась в городе Астрахани. Но жизнь оказалась непредсказуемой. Какие только точки земного шара она не прошла и не покорила: жила на Украине и в Приморье, училась в Хабаровске в педагогическом институте на курсе Ф.М. Федотова. После института работала в школе. Но школе живописцы были не нужны. А Марина хотела писать. И опять судьба оказалась мудрее. Марине предложили вести кружок по декоративно - прикладному искусству. Она разработала собственную программу по Городецкой живописи, которой увлеклась сразу после института. Так, она считала, будет удовлетворена потребность детей в красоте.
Чем же привлекла Марину Городецкая живопись?
Дело в том, что Городецкая живопись - это уникальное явление русской народной культуры. Возникло оно в городе Городце, основанном еще во второй половине 12 века (1152 г.) князем Юрием Долгоруким. Село занимало выгодное для торговли место, поэтому среди населения стали быстро развиваться ремесла, в том числе роспись по дереву. За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Городецкие мастера расписывали прялочные донца, солонки, сундучки для детских игрушек и другие изделия утилитарного назначения. Но как традиционный художественный промысел Городецкая роспись получила развитие лишь в середине 19 века.
Городецкая роспись отличалась от других росписей не только по характеру живописи, но и по тематике. Основная тема Городца - это жизнь города, а точнее мещанского населения. Живописцев привлекал типаж, увиденный на ярмарке: приказчики, кавалеры со своими барышнями, купцы, веселящиеся в роскошных квартирах или мчащиеся на пролетках по улицам. Персонажи изображались не за каким-либо занятием (за прядением, рубкой леса и т.д.), а торжественно позирующими, как на фотографии. Популярен и сюжет свадебного выезда. Но и выезд не простодушный, не радостный, не веселый, а показной, демонстративный. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Поэтому от картин веяло жизнью, беспечностью и, как ни странно, чистотой, светом, домашним уютом и покоем.
Именно это и привлекло Марину в Городецкой росписи. Но в творчестве Марины Кирилловой причудливым образом переплелись традиционные для Городецкой росписи сюжеты и мотивы с авторским миропониманием.
Изначальное предназначение женщины - создание уюта в семье, способность весь мир вокруг себя пронизать чистотой, покоем и искренностью. Вероятно, свое предназначение Марина стремится реализовать посредством живописи. Ее картины очень "уютные". "Мир Божий", - хочется воскликнуть, глядя на ее работы. Сама Марина Кириллова говорит: "Мир создан не для борьбы, а для мира". Потому так много семейных образов в ее произведениях. Члены семьи собраны в светлой комнате, за столом с кипящим самоваром, около окна. Символом домашнего очага стала кошка. А часы (тоже часто встречающийся образ у Марины) прекратили свой бег на целую вечность.
Художник не может остановиться на достигнутом, особенно, если он, как Марина, преподаватель и в его глаза преданно и с любовью глядят дети, а нужно, не смотря ни на что, нести их душам доброту и покой, "все человеческое". Так возникла идея расписывать матрешки - любимые игрушки каждого ребенка. По мысли Марины, родители должны включаться в игру со своими детьми. А вместе они уже смогут разыграть целый спектакль. Таким образом и создается единство семьи. Ведь главная ценность жизни - это семья, а не этот хаотичный, неустойчивый мир вокруг.
Не оставит никого равнодушным и авторская живопись художницы. Глядя на ее полотна, чувствуешь, как расцветает волшебный сад, полный воздушных, легких и выразительных цветов. Но и в этой живописи ощущается влияние все того же Городца.
Хочется сказать спасибо Марине Кирилловой за ее талант. Благодаря ее работам зал Детского музейного центра ожил, в нем стало теплее и уютнее. Смотришь на веселые матрешки и чувствуешь себя маленьким беспечным ребенком. (Старший научный сотрудник ХККМ Белоусова А.С.)