Творческое лицо Вологодской организации СХ сегодня нельзя представить без таких ярких, неординарных личностей, как Генрих Асафов, Георгий Калинин и Виктор Седов. Каждый из них уже переступил порог зрелости, у каждого за плечами большой творческий и выставочный опыт, для каждого живопись стала сутью и выражением их жизни. Объединение в рамках одной выставки художники предложили сами, ощущая не внешнее, а, скорее, глубоко внутреннее творческое "родство".
Формирование их художнических взглядов пришлось на период перелома и перемен в российской культуре 2-ой половины XX века. Развитие вологодского изобразительного искусства этого времени внешне шло логичным и поступательным путем без резких метаний. Но в глубине его всегда присутствовали отдельные направления и лидеры, отличавшиеся своей языковой пластикой и философией. Жизнь вдалеке от столицы для каждого из наших художников имела и свое преимущество. Прекрасно ориентируясь в современной художественной ситуации, наши авторы оказались ближе к той среде, из которой черпали идеи и которая стала их реальной опорой, как в жизни, так и в творчестве.
Процесс изучения и продолжения традиций культуры для вологодских мастеров всегда был важен. Но этот процесс нельзя рассматривать односторонне. Он, включая в себя современное видение и понимание мира, не может существовать без индивидуальной оценки автором, как истории, так и дня сегодняшнего. Нельзя не учитывать и влияние среды, как культурного пространства со своей многовековой историей. Поэтому одним из интереснейших направлений вологодской живописи стал метода, в основе которого мы находим использование традиций народной культуры, с ее особой символикой цвета и формы, фольклорной трактовкой сюжетной линии. Некогда не исчезала и линия, проповедовавшая традиционные формы реализма, правда, переработанные исканиями искусства XX века. В творчестве вологодских мастеров, при всем многообразии их языка, всегда присутствовал главный критерий, характеризующий национальную школу русского искусства, духовность и гражданственная позиция. Потому так притягательна для многих наших живописцев идея картины, с ее философскими размышлениями и остротой восприятия современного мира. Но в конце XX века она мыслится уже не как "картина-сопереживания", а как "картина-идей".
Любая философская тема, какую бы выразительную форму она ни приобретала, сводится к человеку, его жизненным воззрениям и идеалам, его отношению к миру. Проблемы добра и зла, жизни и смерти, радости и горя стояли перед человеком во все времена. Как он понимает их сегодня? В чем сегодня видит он опору и основу своей жизни? Эти размышления находим мы в "бытийных" жанрах Асафова и Седова, пейзажных картинах Калинина. Чувственное восприятие мира, без которого не может существовать искусство изобразительное, соединяется в произведениях этих художников с аналитическим методом его оценки.
Обостренное восприятие окружающего у Георгия Калинин выражается через усиление цветового контраста живописной палитры картины. Природный мир его полотен "сконструирован" на основе видимого. А намеренное усиление цветовой насыщенности колорита приводит к тому эмоциональному напряжению, которое автор переживает сам, и которым хочет поделиться со зрителем. Давно известно, что восприятие изобразительного искусства духовный труд, к которому необходимо готовить себя. Не только эмоциями, но и разумом воспринимаем мы работу художника. Наверно по этому и ему не должны отказывать в присутствии мысли и логики.
"Наивная" упрощенная форма, выразительный силуэт, мажорность декоративной цветовой гаммы в картинах Генриха Асафова отсылают нас к традициям русского народного лубка и, в тоже время, заставляют вспомнить полотна мастеров XX века - Гогена, Малевича, Леже. Избранная художником пластика логична содержанию его картин, обращенных, по большому счету, к теме гармонии жизни человека на земле. Свои размышления об "утраченном рае" он приводит к идее возвращения человека к земле в широком смысле этого понятия. Отсюда, простые человеческие радости приобретают в его картинах масштаб всеобщий. А цвет, как утвердительный фактор, завершает эту, полную надежды и оптимизма мысль.
В картинах-притчах Седова "жанровая" тема также занимает основное место. Главные герои его полотен, для которых художник нашел выразительный иконографический тип, переходят из одной композиции в другую. Используя схему русской иконописи, в ее народном не ортодоксальном варианте, а также аналитический метод П.Филонова и его школы он обращается к внутреннему, ускользающему миру человеческих чувств. Эмоциональное напряжение картины художник усиливает декоративной вязью рисунка, выразительными деталями, символической трактовкой цвета. Немаловажное значение в его произведениях играет и оценочный фактор.
Мы все одинаково видим мир, окружающий нас. Лишь творческому человеку дано частности соединить в целое, создать тот художественный образ, который вмещает в себя не только зримую реальность, но и ощущение времени. Оно складывается не из внешней легко узнаваемой атрибутики современности. Это скорее те волнующие нас мысли и чувства, которые дано уловить и "сформулировать" мудрому сердцу творца. Здесь и размышления о национальной самобытности и ее сохранение, о духовности нашего народа, об этических идеалах, складывавшихся веками. Этим обостренным чувством времени, на мой взгляд, и обладают произведения вологодских живописцев - Г.А. Асафова, Г.В. Калинина, В.К. Седова. (Л.Г.Соснина, искусствовед)