Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Любимцы моды легкокрылой…".
Выставка "Любимцы моды легкокрылой" приурочена к юбилеям трех крупнейших мастеров первой половины XIX века - Александра Осиповича Орловского (225 лет со дня рождения), Ореста Адамовича Кипренского (220 лет со дня рождения) и Федора Петровича Толстого (220 лет со дня рождения).
Искусство этих мастеров высоко ценилось современниками. Без преувеличения можно сказать, что они были знаменитыми и любимыми художниками пушкинского времени. Их рисунки пользовались большим успехом, входили в культурный быт своей эпохи, украшая интерьеры и листы многих альбомов. Не случайно им посвящены стихотворные строки А.С.Пушкина, который чутко уловил широкую известность "любимцев моды".
Работы А.О.Орловского, одного из самых романтических художников своего времени, - это "целый дневник эпохи романтической и увлекательной".(Н.Н.Врангель) Полные динамики картины бурных баталий, ночные пейзажи с таинственным светом костра, гарцующие всадники, рыцари в блестящих доспехах или воины в старинных мундирах; мчащиеся кареты, кибитки, возки, запряженные то парой, то тройкой, - излюбленные темы рисунков и акварелей Орловского. В экспрессивных автопортретах перед нами предстает человек темпераментный, независимый - новый тип художника-романтика как в творчестве, так и по складу личности.
О.А.Кипренский -один из лучших не только среди живописцев, но и рисовальщиков эпохи. Его манеру отличает непринужденная легкость исполнения, простота и изящество рисунка. Главный жанр творчества художника - портрет - получил блестящее развитие в графике, став значительным художественным явлением в русской культуре. Кипренский создал галерею образов современников, созвучных нашим представлениям о людях пушкинской эпохи, достигнув особой виртуозности в карандашных работах. Лучшие из его графических портретных образов отмечены особой одухотворенностью, человеческой теплотой и обаянием.
Уникальным было творчество Ф.П.Толстого. Рисовальщик в скульптуре и скульптор в рисунке, он чаще всего лепил рельефы. На выставке показаны редко экспонируемые барельефы из воска: "Портрет В.Ф.Сухотина", "Автопортрет с семьей" и др. Помимо скульптуры, Ф.П.Тостой оставил большое графическое наследие. Огромную известность имели его рисунки пером к поэме И.Ф.Богдановича "Душенька" - не столько иллюстрации, сколько самостоятельный графический цикл на сюжеты поэмы. Выставка знакомит с широким кругом рисунков, в которых ярко отразились вкусы и увлечения художника. Самая обаятельная часть наследия Толстого - натюрмортная графика, где он добивается предельной достоверности, иллюзорности изображения. Эти знаменитые "обманки" исполнены с виртуозным мастерством.
Все три мастера снискали заслуженную славу блестящих рисовальщиков. Они изменили отношение к графике, утвердив ее эстетическую самоценность, самостоятельность среди других видов искусства. Их графическое наследие демонстрирует высокую культуру рисунка, послужившую эталоном мастерства для многих поколений русских художников.
На выставке представлено более 200 рисунков и 30 скульптурных работ из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Вернисаж состоится 2 декабря в 16.00 в зале 38. Выставка открыта со 2 декабря по апрель в залах 49-56.