К А Л И Н И Н Г Р А Д С К И Й   И С Т О Р И К О - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й   М У З Е Й

о ф и ц и а л ь н ы й   в е б - с а й т

В Ы С Т А В К И

   

В преддверии международного дня музеев с 16 мая по 16 июня в Калининградском областном историко - художественном музее проходит выставка "Русский северный костюм". Выставка - своеобразный музейный форум, на котором представлены интереснейшие коллекции из фондов русских северных музеев. Она дает возможность и зрителям и специалистам познакомиться с теми материалами российских музеев, которые редко представляются широкой публике и оценить потенциал музейных собраний. Особенно примечательна сама идея - в городе, окруженном со всех сторон кольцом иных народов и государств показать русскую национальную культуру и традиции. Народный костюм является не только синтезом различных видов декоративного искусства, в нем отображается и национальный характер, верования, история. Комитет по культуре Ленинградской области предоставил для выставки две уникальнейшие коллекции своих музеев - собрание картин Ивана Билибина Ивангородского музея и коллекцию женского народного костюма конца XIX -начала XX века из Каргопольского Государственного историко-архитектурного и художественного музея.
Каргопольский женский костюм сформировался в конце XVIII века и оставался неизменным вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Как и все костюмы русского севера он состоит из сарафанного комплекса. Знаменит каргопольский костюм своими золотыми вышивками и головными уборами. В Каргополе и его окрестностях золотошвейный промысел существовал с конца XVIII столетия до 1930 - х годов. Владели им немногие мастерицы, которые, в основном, проживали в деревнях по архангельскому и ошевенскому трактам. Сама техника золотой вышивки обеспечивала сохранение старинных рисунков. Состояла она в следующем: с головного платка старинной работы мастерицы переводили узор на желтую бумагу. Отдельные части орнамента вырезали по контуру и накладывали на белую хлопчатобумажную ткань - коленкор - натянутую на тяга. Затем по готовым бумажным деталям прикрепляли золотые нити. Бумага и картон оставались под вышивкой, образуя рельеф различной высоты. В орнаменте каргопольских платков преобладают растительные мотивы, изящно обрамляющие центр композиции - сплошь шитое золотом "солнце". На некоторых платках над "солнцем" можно увидеть двух соединенных корпусом коней (ладью). Иногда по краю платка незаметной полосой пущена надпись, которая вплетается в орнамент. Такие платки вышивались на заказ с именем владельца.
Помимо образцов праздничного костюма, на выставке представлена обрядовая и будничная одежда. Народный костюм всегда имел свои отличия в каждой местности, а также подчеркивал возраст и социальное положение владельца. Особенное внимание уделялось головному убору. В древности он играл важную роль в языческой знаковой системе. Если весь комплекс костюма являл собой модель вселенной, то головной убор посвящался небу. В орнаментации каргопольских головных уборов преобладали изображения солнца и птиц - небесных вестников. Головной убор характеризовал семейное положение и возраст владелицы. Праздничным убором пожилых женщин считались "сороки", надеваемые на шапочку - "сдериху", молодых - кокошники, известные в литературе как "однорогие" или каргопольские. Девушки на выданье носили перевязки - широкие тканевые полосы на твердой основе с жемчужной и бисерной поднизью.
Коллекция картин величайшего русского художника Ивана Билибина (1876 - 1943) из собрания Ивангородского музея представлена эскизами костюмов к русским операм. Билибин совершает несколько поездок по Русскому Северу, откуда привозит замечательную коллекцию произведений художественных ремесел. Весь этот материал впоследствии лег в основу создания костюмов и декораций к операм и балетам дягелевских "Русских сезонов" в Париже, иллюстраций к русским сказкам и других произведений мастера. Сам по себе художественный стиль Билибина, с его декоративностью расцветки, узорностью рисунка, сочетанием сказочности с реальностью весь пропитан мотивами народного творчества.
В 1936 году Иван Билибин вернулся из эмиграции в Россию и последние годы своей жизни провел на Родине, преподавал графику в институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР. В дни Ленинградской блокады он продолжал работать над иллюстрациями к былинам. После смерти художника его семья долгое время жила в Ивангороде и передала коллекцию работ из семейного архива в дар Ивангородскому музею. Часть этих картин представлена на выставке в Калининграде. В основном, это эскизы костюмов к операм Н. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже" и "Царь Салтан", Н. Бородина "Князь Игорь", балету И. Стравинского "Жар птица".
Выставка "Русский северный костюм" обещает стать настоящим праздником русской культуры в Калининграде.



 

Назад
На главную страницу