МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Сезон культуры Великобритании в России. Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России

c 23 сентября по 16 ноября 2014Москва
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», подготовленная в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России, продолжает знакомство российского зрителя с искусством Великобритании. Ранее в музее прошли масштабные выставки произведений Уильяма Тёрнера и Уильяма Блейка. В прошлом году большим успехом у публики пользовалась экспозиция «Прерафаэлиты: викторианский авангард». Новый кураторский проект музея посвящен двум ярким представителям английского «эстетического движения», взгляды и творчество которых олицетворяли наступление эпохи модерна.

В России имена Уайльда и Бердслея стали популярны в начале ХХ века. Почитателями, переводчиками и последователями Уайльда были Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Николай Гумилев и др. Большая роль в популяризации творчества Бердслея принадлежала литературно-художественным журналам Серебряного века «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представлены оригинальные рисунки Бердслея, а также ранние оттиски его гравюр из собраний лондонских музеев, включая Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Тейт. Ранее эти произведения были знакомы в России только по публикациям в художественных журналах.

Всего на выставке показано более 150 произведений из британских и российских музеев, среди которых Национальная портретная галерея, Лондон, Британская библиотека, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей Государственного Большого театра России, частные собрания.

Открывает экспозицию зал, где продемонстрирована основная прижизненная иконография Уайльда (1854- 1900) и Бердслея (1872- 1898), в том числе фотографии и два живописных портрета Бердслея в исполнении художников Уолтера Сиккерта (1894) и Жака–Эмиля Бланша (1895). Несомненный интерес представляет литография Анри Тулуз-Лотрека, на которой изображен Оскар Уайльд на фоне здания парламента. Она создана художником на основе зарисовок после встречи с писателем в Лондоне. Важное место занимают рукописи из литературного архива писателя. Это, например, черновик стихотворения «In the Gold Room. Harmony» (1881), включенного в первый поэтический сборник Уайльда. Считается, что оно было навеяно картиной «Гармония» (1877) близкого к кругу прерафаэлитов художника Френсиса Дикси. Золотистые, лимонные, желтые тона – главные цвета эпохи. Неслучайно журнал, где сотрудничал Бердслей, был назван «The Yellow Book» («Желтая книга»). Один из номеров экспонируется на выставке. Здесь же можно увидеть экземпляр первого издания «Баллады Редингской тюрьмы» (1898) с правками автора и рукописный отрывок из нее, подаренный русскому переводчику и биографу писателя К.И. Чуковскому литературным душепризчиком Уайльда Робертом Россом (Рукописный отдел РГБ).

Обри Бердслей, посвятивший свое творчество книжной иллюстрации, создал неповторимый художественный язык. На выставке представлены его иллюстрации к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура», комедии Аристофана «Лисистрата», трагедии Шекспира «Гамлет», а также карикатуры.

Особый раздел выставки – иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда «Саломея» (1891), которая стала главным связующим звеном между Уайльдом и Бердслеем. Необычные графические образы Бердслея, сопровождавшие текст первого английского издания, принесли книге всемирную известность. В иллюстрациях к этому произведению нашли воплощение главные составляющие стиля Бердслея: острота карикатуры, чувственность, увлечение японским искусством. Именно в них появляется мотив павлиньих перьев, часто используемый британскими эстетами и известный Бердслею благодаря «Павлиньей комнате» Джеймса Уистлера. На выставке представлена знаменитая «Павлинья юбка» Бердслея и другие работы, содержащие вариации этой темы.

Рисунки Бердслея, как и произведения Уайльда, вдохновляли их коллег в России. Искусство Обри Бердслея было созвучно исканиям молодого поколения конца XIX – начала ХХ века, уже переживших серьезное увлечение литературой Оскара Уайльда

С изданий журнала «Мир искусств» началось знакомство русского зрителя с миром графических фантазий Обри Бердслея, который позже стал культивироваться в московских журналах «Весы» и «Золотое руно». Экспозиция соединяет работы известных и менее известных мастеров русского Серебряного века, ставших последователями художественных новаций Обри Бердслея. Среди них - Константин Сомов, Лев Бакст, Николай Феофилактов, Дмитрий Митрохин и другие.

Одним из первых бердслеистов был Константин Сомов (1869 – 1939), входивший в объединение «Мир искусства». В своих работах он сочетал характерные для Бердслея лаконизм и линеарность с пунктирами и узорами. На выставке представлены две акварели «Как одевались в старину» (Дама и кавалер), 1903, и «L'Amour de la Marquise», 1914, и другие произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГРМ и ГТГ.

Главный «московский Бердслей» Николай Феофилактов противопоставил орнаментальности как организующему ритмическому принципу произведения – композиции, дробящиеся на бесконечное множество миниатюрных «осколков», почти растворяющих сюжет. Восстановить его можно лишь усилием воображения. На выставке показаны графические работы Феофилактова для журнала «Золотое руно» из собрания ГТГ.

Арабески Бердслея нашли отражение в творчестве Анны Ремизовой-Васильевой (Мисс), Дмитрия Митрохина, Сергея Лодыгина и других художников.

Завершает выставку тема ранних постановок пьесы «Саломея» на русской сцене, в работе над которыми принимали участие Всеволод Мейерхольд, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Александр Глазунов, Александр Таиров, Алиса Коонен и другие. В экспозицию включены несколько эскизов костюмов главной героини, выполненных Львом Бакстом, Александрой Экстер и другими художниками, а также кадры немого кино «Саломея» (1923, США) режиссера Чарльза Брайанта с Аллой Назимовой в главной роли.

Внешние эпатажные проявления приверженцев английского эстетизма, их особый художественный быт – не заслоняют подлинный талант, способность неординарного взгляда на мир, неподражаемую элегантность и веру в высшую ценность искусства.

Выставка демонстрирует широкий культурологический взгляд на историю российско-британских культурных связей благодаря участию крупнейших музеев, библиотек и частных коллекций двух стран.

Специально для этой выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина и Британский Совет подготовили образовательную программу, в рамках которой будут проходить кинопоказы, встречи с кураторами выставки, известными литературоведами и искусствоведами.

Кураторы: Зинаида Бонами, Анна Познанская, Ольга Аверьянова, Алексей Савинов.

www.museum.ru/N54941
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru