МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Посылка из Франции". Радищевскому музею подарены гравюры А.П. Боголюбова

c 25 июля по 1 сентября 2011Саратовская область
В июле 2011 года коллекция Радищевского музея

пополнилась двумя великолепными

графическими работами А. П. Боголюбова,

переданными по завещанию А. А. Ляпина (Франция)

Примерно два месяца назад дипломатическая почта доставила в Министерство культуры Российской Федерации несколько посылок из Парижа. Адресатами значились крупнейшие московские и подмосковные музеи: Третьяковская галерея, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей-заповедник В. Д. Поленова, из региональных – Саратовский Радищевский музей. Отправитель – госпожа Николь Ляпин, вдова А. А. Ляпина, выполняющая волю своего покойного мужа и передающая в дар российским музеям предназначенные им предметы искусства и архивные материалы.

Александр Александрович Ляпин (1927-2011), внук известного русского художника В. Д. Поленова, родился во Франции, но всю свою жизнь он посвятил сохранению русских культурных ценностей. Не имея больших средств, А. А. Ляпин отыскивал и приобретал в Европе картины и рисунки, книги и документы, предметы быта и еще при жизни передавал их в дар российским музеям.

Радищевский музей, обладающий самой большой монографической коллекцией произведений А. П. Боголюбова, был выбран А. А. Ляпиным не случайно. В последнее десятилетие в Саратове подготовлены и осуществлены серьезные научные и научно-популярные издания, посвященные художнику. Благодаря этому, имя Алексея Петровича Боголюбова, замечательного художника и основателя Радищевского музея получает все большую известность. Его картины, всегда ценившиеся знатоками искусства и коллекционерами, ныне широко публикуются, .успешно продаются на крупнейших аукционах искусства и, даже, подделываются.

Дар А. А. Ляпина, безусловно, можно назвать беспрецедентным, так как последнее пополнение музейной коллекции произведениями известного художника-мариниста состоялись более полувека назад.

Один из графических листов А. П. Боголюбова, подаренный Радищевскому музею, запечатлевает пейзаж Венеции, на другом – вид Константинополя. В огромном творческом наследии Боголюбова венецианские и константинопольские пейзажи занимают значительное место.

Особенности пейзажа и архитектурного облика Венеции еще в молодости произвели на Боголюбова сильное впечатление, о чем он писал в своей автобиографической книге «Записки моряка-художника»: «Красы Венеции так глубоко меня поразили и врезались в мою память, что я много раз ее писал во всех видах в разнообразные времена, да и буду писать до конца моей жизни …».

Художник много раз бывал в Венеции, им создано не менее ста картин и рисунков, изображающих ее романтические живописные виды и хранящихся ныне в российских и зарубежных музеях и частных собраниях. Великолепное знание архитектурных памятников Венеции у Боголюбова всегда сочеталось с достоверным, профессионально точным изображением разнообразных судов и гондол. Во всех его венецианских пейзажах мы видим оживленные, полные движения фигурки гондольеров, людей в лодках и на берегу, буквально ощущаем романтически-взволнованное восприятие автором своеобразного жизненного уклада города на воде.

Особенно много венецианских пейзажей А.П. Боголюбова, свободно и мастерски написанных, относится к началу 1870-х годов. Возможно, именно в это время, сделан рисунок «Вид Венеции» (бумага, акварель 24,5 х 35,5), подаренный А. А. Ляпиным. Изображен один из венецианских каналов с характерной архитектурной постройкой, лодками и фигурками гондольеров. Этот лист буквально наполнен светом и воздухом, в нем много свободного пространства.

Не менее романтичен и небольшой, альбомного формата, лист «Вид Константинополя» (бумага, акварель, тушь перо 12,5х20,5): в спокойной глади воды отражается павильон на берегу моря, рядом - высокие раскидистые деревья, фигурки людей на берегу. Вдалеке – паруса и мачты судов, неясные очертания города на далеких холмах. В Константинополе, городе с тысячелетней историей, Боголюбов также бывал неоднократно и пережил там немало приключений, о которых он с большим чувством юмора рассказывает в своих «Записках моряка-художника».

Подаренным Радищевскому музею пейзажам «Вид Венеции» и «Вид Константинополя», присущи все те черты, отмеченные еще современниками, которые отличают лучшие произведения А.П. Боголюбова: «замечательная сила композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок», и, главное, «сильное поэтическое чувство».

Александр Александрович Ляпин, как и Алексей Петрович Боголюбов, настоящий патриот, продолжатель добрых традиций бескорыстного служения русской культуре. И теперь его имя, безусловно, останется в истории Радищевского музея.

Пашкова Л. В., заместитель генерального директора по научной работе Радищевского музея

www.museum.ru/N43505
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
URL:radmuseumart.ru
EMail:info@radmuseumart.ru, radmuseumart@radmuseumart.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, другие


 
новости и события: 13.05.2025
 x    ?  

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru