МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Национальные реликвии нужно спасать сообща!

c 29 декабря 2009 по 15 января 2010Владимирская область
23.12.2009 г. в «Независимой газете» была напечатана статья о критическом состоянии иконы Боголюбской Божьей Матери 12 в., находящейся в главном Успенском храме Княгинина монастыря г. Владимира. Судьба русской святыни взволновала многих. Прежде всего – представителей Церкви, реставраторов, коллег-музейщиков… Каждая из сторон ситуацию трактует по-своему. В частности, из уст Владимира Вигилянского, главы пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси, прозвучало обвинение, что «не работает музейный аппарат».

В ответ на это несправедливое, огульное обвинение и предваряя все подобного рода инсинуации, Владимиро-Суздальский музей-заповедник публикует документальную «историю болезни» памятника и его возрождения. Это наш профессиональный долг, ибо памятник древнерусской живописи находится в оперативном управлении ВСМЗ.

Алиса Аксёнова,

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника,

Лауреат Государственных премий,

Кавалер Орденов «За заслуги перед отечеством IV и III степеней,

Кавалер Ордена РПЦ Святой равноапостольной княгини Ольги III степени и медали РПЦ Святого Благоверного князя Даниила Московского,

Почетный гражданин Владимирской области:

Икона «Богоматерь Боголюбская» по преданию написана по указу князя Андрея Боголюбского в 1158 г. Находилась в соборе Рождества Богородицы в Боголюбове. 1 августа 1918 г. она была поставлена на учёт Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И.Э. Грабаря. Вот заключение специалистов о её состоянии:

«Икона была герметически закупорена в тяжёлый железный оклад, укреплённый сотнями винтов. Освобождённая от ризы и оклада, она оказалась закутанной в шёлковую сорочицу, когда же ткани были удалены, глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать сохранилось ли что-либо от этого памятника».

Поставленная на учёт икона хранилась в монастыре, а в 30-х годах поступила во Владимирский областной музей. Крайне тяжёлое состояние памятника требовало укрепления. В 1946 г. в музее по самостоятельно выбранной методике реставратор Ф.А. Модоров провёл укрепление красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина.

В 1956 г. во Владимире под наблюдением Н.Н.Померанцева, Н.А.Баранов сделал пробную расчистку в нижней части одежды Богоматери (в середине).

К 1958 г. состояние иконы было признано аварийным и её перевели в стационарные условия ГЦХНРМ (Государственные центральные художественные научно-рестарационные мастерские). Работа по реставрации была начата Н.А. Барановым, а с 5 мая 1963 г. продолжена М.В.Романовой и завершена в 1976 г. Заключение ВХНРЦ (Всероссийский научно-реставрационный центр) при передаче памятника Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику следующее:

«Грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой, т.к. заливка горячим воском добавлением парафина нарушила состав грунта (часть воска проникла сквозь поры внутрь грунта). При транспортировке и неблагоприятных условиях хранения это грозит полным его разрушением. Состояние грунта и красочного слоя необратимы, памятник нуждается в постоянном наблюдении высококвалифицированного реставратора. Икона должна находиться в состоянии покоя, живопись иконы не перенесёт резких колебаний температурно-влажностного режима».

Возвращённая после восемнадцати лет реставрации икона «Богоматерь Боголюбская» экспонировалась в исторической экспозиции музея-заповедника.

В 90-е годы, когда в России начался процесс возрождения Церкви, музей-заповедник добровольно освободил 17 отреставрированных храмов, в которых размещались фондохранилища, экспозиции, выставки и реставрационные мастерские, - для передачи их Епархии. Тогда же было передано более 600 памятников конца 19-начала 20 вв.: икон, предметов утвари, церковных облачений.

В 1993 г. коллектив музея-заповедника принял решение разобрать замечательную экспозицию «Православие и русская культура», размещённую в памятнике 16 в. Успенском соборе Княгинина монастыря и передать возрождающемуся женскому монастырю уникальную икону «Богоматерь Боголюбская», а также храмовую икону «Успение Богоматери» 16 в.

Несмотря на очень сложное финансовое положение в те годы, музей-заповедник смог осуществить заказ проекта в объединении «Светотехника» и изготовить уникальную герметичную витрину из особого стекла в комплексе со специальными приборами, обеспечивающими постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.

31 марта 1993 г. было заключено соглашение о передаче иконы на временное пользование общине Свято-Успенского монастыря (с 1996 г. ежегодно переоформляется договор с Владимиро-Суздальской епархией). В договоре обозначены обязательства принимающей стороны по обеспечению сохранности, безопасности, созданию оптимальных условий хранения памятника.

В 1993 г. в ходе подготовки передачи этого шедевра иконописи во временное пользование Владимиро-Суздальской епархии настоятельница Свято-Успенского Княгинина монастыря игуменья Антония была ознакомлена с заключением ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, в котором указывались требования по хранению и параметры температурно-влажностного режима. Однако, к сожалению, мы сталкивались с непониманием со стороны монастыря уникальности этого памятника и хрупкости состояния иконы, о чём неоднократно сообщали архиепископу Владимирскому и Суздальскому.

В 1998 году из-за нарушения правил хранения и сбоев в работе датчиков витрины состояние иконы стало вызывать тревогу. В январе 1998 года музей-заповедник обратился к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию с просьбой принять срочные меры по созданию оптимальных условий нахождения иконы в действующем храме и нашел с его стороны полное понимание серьезности этой проблемы.

По решению экспертно-методической комиссии по сохранению памятников живописи и декоративно-прикладного искусства Владимирской области, Владимиро-Суздальской епархией была заказана новая климатическая витрина. По согласованию с Министерством культуры и ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря изготовление и установка новой витрины были поручены фирме «Темуз». 31 июля 1998 г. икона «Богоматерь Боголюбская» в присутствии специалистов музея-заповедника была перемещена в новую климатическую витрину.

Таким образом, с марта 1993 г. по июнь 2009 г. икона «Богоматерь Боголюбская» находилась в Успенском соборе Свято-Успенского Княгинина монастыря под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов на условиях временного хранения.

Однако монастырь неоднократно грубо нарушал условия хранения иконы и содержания памятника архитектуры 16 в., хранящего фрески Марка Матвеева сер.17 в.

В 2002 г. без уведомления и согласования, без обсуждения на научно-методическом совете проектных предложений, были проведены работы по наращиванию существующих из керамической плитки полов – полированным цветным гранитом, в результате чего был нарушен воздухообмен, произошла дестабилизация температурно-влажностного режима. Вентиляционные решётки вдоль стен, как правило, закрыты ковровыми дорожками.

Фирмой «Темуз» при сдаче в эксплуатацию витрины для иконы были разработаны условия поддержания необходимого режима в объеме собора: постоянна работа четырёх обогревателей, представленных в комплекте с витриной. Однако уже в конце 2008 года вместо 4 работало 2 обогревателя! Как объяснила настоятельницы монастыря: «Идёт слишком большое потребление электроэнергии!». А один обогреватель она …продала.

Неоднократно были отмечены факты уборки нижних ярусов фресок влажными тряпками, следы которых ясно читались на стенах, да и самими служителями это не отрицалось. В апсидной части не производится проветривание через открывающиеся форточки, в результате чего повысилась влажность.

27 февраля 2009 г. в ходе очередной проверки состояния сохранности иконы «Богоматерь Боголюбская» зав. отделом реставрации музея-заповедника Н.И. Тараканова обнаружила на иконе белые пятна, о чем была сделана соответствующая запись в Журнале осмотра. (Предыдущий осмотр проводился 29 января хранителем коллекции Е.И. Чижиковой и реставратором Е.В. Исаевой, которые зафиксировали только незначительное повышение влажности и рекомендовали включить осушительные приборы).

Сразу же по инициативе музея была собрана комиссия с привлечением лучших московских специалистов по реставрации темперной живописи. (Данный памятник исторически имеет сложное состояние сохранности, изменение которой вызвали несомненно нарушения температурно-влажностного режима).

5 марта с.г. сотрудники музея-заповедника и реставраторы высшей категории ВХНРЦ провели вскрытие климатической витрины и реставрационный осмотр этого уникального памятника древнерусской живописи XII века.

В результате обследования состояния основы, красочного слоя и левкаса были зафиксированы следующие изменения сохранности: три очага плесени, на фоне и свитке отставания, шелушения, угрозы осыпей левкаса и красочного слоя, на нижнем торце осыпи деструктированной основы. Под руководством специалистов ВХНРЦ реставраторами музея-заповедника были проведены необходимые профилактические работы: удаление и дезинфекция очагов плесени, установка четырех профилактических заклеек.

За время пребывания иконы в Успенском соборе Княгинина монастыря происходило постепенное изменение состояния ее сохранности и в 2009 году, по рекомендациям реставраторов, наблюдавших за данным памятником в период пребывания его в действующем храме, было принято решение о возврате иконы в фонды музея-заповедника.

4 июня икона была возвращена в музей-заповедник и размещена в отдельном помещении в горизонтальном положении в оптимальных для нее условиях (температура 18-19 градусов Цельсия, влажность 49-50 %), где осуществляется ежедневный мониторинг ее сохранности.

25 июня с.г. состоялось расширенное заседание Реставрационного Совета, в котором принимали участие директор ВХНРЦ А.П. Владимиров, реставраторы высшей категории ВХНРЦ Г.В. Цируль, Л.А. Миронова, Т.А. Милова, А.А. Горматюк. Накануне специалисты по реставрации темперной живописи ВХНРЦ и музея-заповедника провели тщательное обследование иконы «Богоматерь Боголюбская» под микроскопом и УФ-лучах. Методом простукивания были выявлены и зафиксированы в картограмме очаги отставания грунта и красочного слоя от основы, расхождения основы вдоль стыка досок.

Реставрационный Совет принял решение о наблюдении за состоянием иконы в стационарных условиях музея в течение шести месяцев, которое и выполняется реставраторами музея.

Согласно решению совета зав. биологической лабораторией ГосНИИРа Н.Л. Ребриковой было проведено микологическое обследование иконы. Было установлено, что проведенная антисептическая обработка была эффективной, наличие живых спор или фрагментов мицелия грибов не обнаружено.

В январе 2010 г. состоится очередное заседание расширенного Реставрационного Совета, на котором будет принято решение о реставрации иконы. Мы уверены, что на Реставрационном совете будет найдено грамотное профессиональное решение, которое будет озвучено на специальной пресс-конференции директором Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря Алексеем Петровичем Владимировым.

По твёрдому убеждению музея-заповедника икона «Богоматерь Боголюбская» после реставрации должна будет вновь передана во временное пользование в Успенский собор Свято-Успенского Княгинина монастыря.

Однако для успешного возвращения этого уникального памятника древнерусского искусства в действующий храм Владимиро-Суздальской епархии необходимо сделать серьезные выводы. Только строжайшее исполнение рекомендаций реставраторов, специалистов-музейщиков по хранению и соблюдению температурно-влажностного режима позволят сохранить этот образ. Также следует помнить, что неприемлемое содержание памятника архитектуры рубежа XV – XVI вв. – Успенского собора губительно сказывается на сохранности настенных росписей 17 в. Марка Матвеева и на находящейся по сей день на условиях временного хранения храмовой иконе 17 в. «Успение».

Согласно действующему федеральному и местному законодательству об объектах Федерального культурного наследия РФ монастырь обязан осуществлять все исследовательские, проектно-изыскательские, ремонтно-реставрационные работы в Успенском соборе Свято-Успенского Княгинина монастыря только под контролем Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.

Только совместные усилия – музея, реставраторов и Церкви – могут стать залогом того, что национальные культурные и исторические ценности будут жить в веках. Не только промысел Божий, но наше внимательное и бережное отношение к древней иконе, не допустят более столь критической ситуации.

Таким образом, вывод господина Вигилянского - «не работает музейный аппарат», не только поверхностный, но и оскорбительный для заслуженного коллектива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

P.S. В 1895 г. Архиепископ Владимирский Феогност «обращал внимание на состояние памятников церковной старины и нередко видел, как многие из предметов древности подвергались опасности быть истреблёнными или испорченными благодаря отсутствию археологических знаний у духовенства».

(«Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства Святого благоверного Великого князя Александра Невского». 1895 год)

www.museum.ru/N38750
Ваше мнение »»

»»Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Проезд:См. здесь
Телефоны:(4922) 32-42-63 - заказ экскурсий, 42-11-84
URL:www.vladmuseum.ru/
EMail:museum@vladmuseum.ru, press@vladmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие


 
новости и события: 11.12.2016
 x    ?  

Научная конференция «Тула ушедшего века»

Международная научно-практическая конференция "Наследие Августина де Бетанкура"

Музей-заповедник «Царское Село» стал лауреатом конкурса «Музейный Олимп-2016»

В столичных библиотеках появятся произведения лауреатов премии "Большая книга"

Открыт прием заявок на конкурс «Фабричные мастерские. Сессия IV»

Конференция «Д.С. Мережковский: писатель - критик - богослов. К 75-летию со дня смерти мыслителя»

Грантовый конкурс "Музейный Гид" фонда В. Потанина. Открыт прием заявок

Первая научно-практическая конференция «Антропология Москвы: новое знание о городе»

6-я межрегиональная конференция "Инновационные решения для музея XXI века" в Москве

Военно-исторический форум, посвященный 75-летию Битвы под Москвой и 120-летию Г.К. Жукова

Открыт прием заявок на конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире"

XV Круглый стол "Музей и проблемы "культурного туризма", г. Санкт-Петербург

Конференция "Война и оружие" - 2017 в Музее артиллерии

Третья международная конференция "Корпоративные музеи сегодня" в Калининграде

XXI чтения памяти Анны и Дмитрия Алексеевича Мачинских

Международная конференция "Эйхенбаумовские чтения"

Научно-практическая конференция «Столбовский мир. Доброе дело»

Конференция "Русский Север-2017. Опыт изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия"

Международный фестиваль музейного мультимедиа «Музейный Гик» в Музее истории религии

6-я научно-практическая конференция «Музей в 21 веке» в г. Алушта, Республика Крым

Проблема реализма и традиции академической художественной школы в России (XIX-XXI вв.)

Информационная кампания конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016-2017)

Семинар «Авангардные художественные практики первой половины ХХ в.» в Центре авангарда еврейского музея

Итоги III Общего собрания ИКОМ России

VIII ежегодная научно-практическая конференция «От «Царского огорода» к музею-заповеднику»

VI Томская всероссийская триеннале «Рисунок России»

Что произошло с системой для руководителей учреждений культуры?

Образовательный проект "Место встречи с искусством"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2016 Museum.ru