ПАЛЕХ - основная страница ХУДОЖНИКИ
Иконописцы


в
XVII - нач. XVIII веков иконописанием занимались мастера-надомники. В середине XVIII века в Палехе появляются первые иконописные мастерские Сафоновых, Кориных, Белоусовых. Целые семьи начинают заниматься иконописным промыслом,открывая собственные мастерские: Хохловых, Париловых, Наныкина, Каравайковых. Имеются сведения, что в начале XIX века в Палехе и окрестностях иконописанием занималось более 600 человек.


Василий Карпенков "Георгий Победоносец", 2-ая пол. XIX в.

Иконописные мастерские работали в разных стилях и направлениях. Так, сафоновская мастерская работала в стиле иконописного канона. Были приверженцы "фряжского" стиля, писавшие иконы масляными красками в традициях западно-европейского барокко. Работали художники Палеха и в традициях русских художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова. Многие иконы были подписными, т.е. авторскими.


Илья Балякин. "Не рыдай мене, мати". 1769

Расцвет палехского иконописного мастерства приходится на вторую половину XVIII века и продолжается в первые десятилетия XIX века. К лучшим созданиям относятся знаменитые палехские "акафисты". Местное предание, записанное Д. Филимоновым, утверждает авторство Ивана Ильича Балякина (личника) и Никиты Михайловича Буторина (доличника). Обе иконы ("Акафист Богоматери" и "Акафист Спасителю") близки к шедеврам иконописи московских мастеров XVII века, таким, как "Благовещение с акафистом" Якова Казанца, Гаврилы Кондратьева и Симона Ушакова и к росписи шатра сени "над ризой господней" 1627 года в Успенском соборе. В то же время Балякин и Буторин, не чуждались приемов новой живописи, особенно в изображении деревьев, твердо держатся в рамках строгого канонического стиля. Колорит сложный, он основан на контрасте черно-сине-зеленого цветового пятна и светлых серо-зеленых и жетых, смягчающих резкость перехода к белому фону. Красочные цельные силуэты фигур людей и архитектурных построек сочетаются с мелкой орнаментацией. Горки написаны дымчатыми плавями, с характерными капризно-прихотливыми графическими описями, кусты и деревья с кудреватой, орнаментально переданной листвой. На первый план здесь выходит затейливое мастерство исполнителя. Эти произведения определили лучшие черты палехского мастерства, особенно в так называемом "мелочном" письме знаменитых палехских "праздников" и "миней".


Иван Балякин и Никита Буторин. Акафист Спасителю. Кон. XVIII в.

В настоящее время в Палехе в жанре религиозной живописи работают живописно-иконописная мастерская Вадима и Ольги Париловых, творческие мастерские Олега Духанина, Анатолия Влезько и Юрия Федорова. Известны современные палехские иконописцы: Виктор Виноградов, Олег Шуркус, Евгений Мельников, Алексей Шелев.



 
Иконописцы
Династии
Лидеры 20-40-е годы
Лидеры 50-70-е годы
Лидеры 80-90-е годы
Сокращения



Александр Кузнецов "Воскресение Христово", 1898



Илья Фигурин, Александр Персин, Дмитрий Солонин "Богоматерь Царьградская", 1914



Дмитрий Корин. "Сергий Радонежский", 1889



Аристарх Дыдыкин "Святые Аристарх и Анна", 1901



Сергей Карпычев "Христос", 1910