Шукшинские чтения

Я теперь понял, что так надо:
все время оставаться с людьми,
даже если в землю зароют.
В. Шукшин

Угнетай себя до гения
В. Шукшин

Верю в народ.
Посмотри на нашу маму...
Это народ с большой буквы.
(Из письма В.М. Шукшина
сестре Н.М. Зиновьевой)


Народ всегда знает правду
В.М. Шукшин
Шукшинские чтения. На горе Пикет 25 июля 1999 года.





Шукшинские чтения

2000 года

Юбилейные чтения 1999 года

1998 года



В. Каплин, В. Брюхов.
С высоты
Шукшинского
Пикета


Н.М. Зиновьева.
Помнить и любить


Всенародная слава пришла к Василию Шукшину лишь после смерти. Быть поначалу непонятым - удел многих талантов на Руси. Так получилось и с Шукшиным. Но после его смерти - как плотину прорвало. В село Сростки, ставшее знаменитым, началось паломничество. Счет пошел на тысячи, потом - на десятки тысяч.

В апреле 1976 года В. Шукшину "за творческие достижения последних лет в киноискусстве" была присуждена (посмертно) Ленинская премия. Тогда-то и было решено провести Шукшинские чтения по предложению Алтайской писательской организации и постановлению Алтайского крайкома КПСС. Идея чтений принадлежит работнику культуры Д.И. Фалеевой, заслуженному работнику культуры А.Г. Андронову, доценту Бийского педагогического института Л.И. Муравинской. Первые чтения состоялись 25 июля 1976 года. Многие детали за давностью лет забылись, осталось лишь ощущение "праздника души", выражаясь словами Василия Макаровича.

Ещ╦ запомнилась его мать Мария Сергеевна. Вся в черном, бледная (вышла из больницы, не долечилась), она сидела в президиуме отрешенно - неподвижная, никак не реагируя на речи выступавших, полные похвал сыну, на аплодисменты... 17 января 1979г. Марии Сергеевны не стало. Она похоронена в Сростках. Участники чтений приходят поклониться ее могиле.

С тех пор Шукшинские чтения проводятся ежегодно, в ближайшее ко дню рождения Василия Макаровича воскресенье - на горе Пикет, близ южной окраины Сросток.

Шукшинские чтения стали доброй традицией, заметным событием в культурной жизни Алтая. В них принимают участие писатели, артисты, художники, музыканты, профессиональные и самодеятельные коллективы, работники музеев, книжной торговли, родственники Шукшина, его многочисленные друзья, односельчане - сростинцы.

В день чтений устраиваются книжные и художественные выставки, премьеры кинофильмов, связанных с именем Шукшина, читательские и научные конференции, словом, "праздник души".

В разные годы почетными гостями чтений были писатели Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Глеб Горышин, Юрий Скоп, Егор Исаев, Г. Виеру, А. Соболев, С. Давыдов, М. Дудин, С. Есин, В. Крупин, А. Парпара, В. Поволяев, И. Ракша, артисты, деятели культуры и искусства, Л.Н. Федосеева-Шукшина (вдова) и дочери Маша, Оля.

Плохими пророками оказались скептики, утверждавшие, что повальное увлечение Шукшиным, ежегодные сборища на Пикете - это мода, проявление стадности. Но если "мода" не проходит уже третий десяток лет, то не есть ли это любовь, та самая, про которую пословица сложена: "Любовь любовью отзовется"?

Пикет объединяет людей. И в роли объединителя совсем не случайно оказался Василий Шукшин. Вспомним слова Валентина Распутина: "Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался в каждую человеческую душу и предлагал ей поверить, что она есть, в каких просторах и далях она заблудилась, какому поддалась соблазну или, напротив, что помогло ей выстоять и остаться в верности и чистоте.
Читателем и зрителем Шукшина остается вся Россия от самых высоких умов до самых падших душ; его талант - это прежде всего голос взыскующей совести".

За годы, прошедшие после смерти Василия Шукшина, в нашей стране многое изменилось и, к сожалению, не в лучшую сторону. Однажды Шукшин сказал Георгию Буркову: "Знаешь, мне кажется, что я наконец-то понял, кто есть "герой нашего времени". Демагог. И не просто демагог, а демагог чувств..."

Он называл своими врагами бюрократа-чиновника, хама-продавца, уличного хулигана. Доживи Василий Макарович до наших дней, этот перечень он бы увеличил. Народ теряет нравственные ориентиры, духовные ценности многим заменил, а святые слова "родина", "патриотизм" обесцениваются. В пору криком кричать: "Что с нами происходит?"

Нам очень не хватает Шукшиных, кому люди верили бы как себе, чьи слова выражали бы их самые сокровенные думы и чаяния, кого без преувеличения можно было бы назвать совестью народной. У Шукшина все это было.

Порукой тому - вся его жизнь и творчество (они у него нераздельны). Поэтому, наверное, и тянутся к нему люди, потому и едут на Пикет поклониться своему печальнику.

Валентин Распутин недаром назвал Пикет Поклонной горою.

"Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все также будут стоять Сростки, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить. Не обязательно по приглашению, а просто так, как ходят к Пушкину. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано...". Это сказал Виктор Астафьев еще в 1979 году на Шукшинских чтениях, на Пикете (по материалам статьи В. Гришаева "Любовь любовью отзовется" //Наш современник, 1998, N6, с269-271.)

С 1986 года Шукшинские чтения проходят в рамках программы "Шукшинские дни на Алтае", которые открываются в Барнауле, затем продолжаются в г.Бийске ("малые шукшинские чтения") и завершаются литературным праздником в с. Сростки, на родине писателя.

Шукшинские чтения. На горе Пикет 25 июля 1999 года.
Организаторами "Шукшинских дней на Алтае" являются: Комитет Администрации Алтайского края по культуре и туризму, Государственный музей истории литературы, искусства и культура Алтая, Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина, отделы культуры Администрации г.Бийска и Бийского района.