Передняя часть корпуса (нос корабля) чаще всего заострена, за исключением таких судов, как джонки и баржи, где нос тупой. Задняя часть корпуса — корма,— если она вертикально срезана, называется зеркалом. Обтекатель может быть плоским, закругленным или килевым, двусторонним. Килевой обтекатель в известной степени повышает устойчивость судна против боковой качки. Он имелся на малых судах викингов и арабов. А у клипперов обтекатель был почти плоский. Каркас судна состоит из парных шпангоутов, одетых наружной и внутренней обшивкой и накрытых палубой. В конструкции каркаса различают продольные и поперечные элементы (рис. 1). Наружную обшивку составляют спаренные доски. Они скреплены гвоздями, соединены встык или внакладку, с целью создания гладкой поверхности (рис. 2). Наружная обшивка крепится обвязкой, как на древнейших кораблях викингов.
Суда строились из дуба, сосны и ели, из красного дерева, из кедра и из древесины акаций. В прежние времена невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с 1818 г. стали увеличиваться размеры благодаря применению железных и стальных элементов. Подводная часть судна обрастала водорослями и ракушками. Для борьбы с ними пытались, сберегая судно, одевать подводную часть корабля тонкими листами меди. До наших дней сохранилась практика многослойной покраски. |
||||||