Пространство
<...предыдущий зал следующий зал...>

Пространство, другая стена





   На рубеже XIX - XX столетий с примитивом происходит разительная перемена: он осознает собственную художественную ценность. В результате возникает качественно новый тип примитива, который называют наивным искусством.
   Наивный художник изображает не столько то, что видит, сколько то, что знает о предмете. Стремление передать свои идеи о вещах, людях, мире, отразить наиболее важные моменты в потоке жизни непроизвольно ведет мастера к схематизации и ясности - состоянию, когда чем проще становятся вещи, тем они значительнее.
   Наивное искусство парадоксальным образом соединяет неожиданность художественных решений и тяготение к ограниченному кругу тем и сюжетов, цитирование однажды найденных приемов. В основе этого искусства лежат повторяющиеся элементы, соответствующие общечеловеческим представлениям, типические формулы, или архетипы.
   Пространство для наивного художника не является чем-то внешним, заданным, существующим как объективная реальность. Оно формулируется самим автором, и его параметры определются смыслом изображаемого события. Пейзаж на холсте - результат внутреннего путешествия, где воспоминания о виденном ландшафте соединяются с "автоматическим письмом" руки. Кисть рифмует возникающие в сознании образы, выстраивая их в ритмический ряд. В результате непроизвольно создается гармоническая картина мира.