<...предыдущий зал Пейзаж следующий зал...>





   Во второй половине XVIII - первой половине XIX столетия российская провинция, как правило, идет вслед за столицей, получает оттуда творческие импульсы и готовые культурно-художественные формулы. Но на провинциальной почве возникали и вполне оригинальные художественные явления, не имевшие прямых аналогов в столичном искусстве. Таковы уральские заводские пейзажи первой половины XIX века. Кажется, что эти внушительных размеров холсты (их обычный размер приблизительно 100 х 150 см) с видами прикамских горных заводов появились слишком рано и слишком поздно. Слишком рано потому, что на столетие опередили "рождение" индустриального пейзажа в отечественной живописи, слишком поздно потому, что их ближайшие родственники - ландкарты и видовые гравюры Петровского времени. Возможно, заводские пейзажи выполняли некую общественно-репрезентативную функцию.
   Предназначение небольших пейзажных полотен, также представленных в нашей экспозиции, было иным. Они писались, как правило, на частный заказ и использовались для украшения жилых интерьеров городских и усадебных домов. Судя по мемуарной литературе, пейзажная тема господствовала и в росписях помещичьих домов: "Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краской на клею. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в кабинете у матушки то же, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом, еще где-то драпировкой или спущенным занавесом. Конечно, все это было намалевано домашними мазунами, но, впрочем, очень недурно, а по тогдашним понятиям о живописи - даже и хорошо. Важнее всего было в то время, чтобы хозяин дома мог похвастаться и сказать: "Оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные мастера" ("Рассказы бабушки…").