музей-усадьба останкино

история усадьбы театр в останкино колекции усадьбы шереметевы и москва инфоормация о музее
театр в останкино театр в останкино
театр в останкино


Принципиальный поворот в судьбе Останкина связан с решением Н.П.Шереметева строить в Останкине театр. В отличие от большинства представителей просвещенного российского дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве - театру, у Н.П.Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея прекрасно подготовленную труппу с обширным репертуаром и несколько театральных помещений, Шереметев задумал уникальный для России проект летней увеселительной резиденции.
    В духе эпохи Просвещения, склонной к идеям общности культур и единства цивилизациии, Останкино должно было стать Пантеоном искусств, дворцом, в котором царит театр.


Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались не только в том, что театр занимал во дворце центральное место. Влияние идей театральности ощущались во всем: в ориентации генеральной оси усадьбы на Кремль, в выборе главной видовой точки на дальнем берегу пруда со стороны Москвы, в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров, сменяющих друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства.

Кроме того, наполненные высококачественными произведениями искусства, образующими галереи живописи, графики, скульптуры и т.п., парадные залы дворца, помимо фойе, становились своеобразным протомузеем.
    В центре дворца находится театр, к которому из Вестибюля ведут два пути. Левые сенцы вводили гостей в нижнее фойе - фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца, главную часть которого составлял Итальянский павильон.
    Гармоничное соединение в планировке павильона парадности и уединенности очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало о парке. Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе.

Cменяя друг друга залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные цвета, чередование объемов, игра света и тени, многочисленные "кунштюки" представляют гостям "новый вкус" хозяина дворца - самобытную театрализованную версию интерьера классицизма.
    Заканчивается фойе Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли красочность театральных постановок.
    Во время приемов, проходивших в Останкине, после спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в Египетском павильоне.  Он выстроен в форме атриума и классицистические традиции оформления интерьеров отразились в нем наиболее полно.

Ядолжен рассказать тебе о доме графа Шереметева, который третьего дня дал праздник королю польскому и избранной публике человек в пятьсот.
    Ни один немецкий владетель, едва ли кто-либо из курфюрстов имеет что-либо подобное... В нижнем этаже все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами.
    Можно бы подумать, что этим ограничиваются владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не менее королевского великолепия. Большой прекрасный театр.
    Труппа, актеры, танцовщики, капелла - все принадлежность хозяина"
, - записал очевидец.

Высокий профессионализм труппы, насчитывавшей до 200 актеров, певцов и музыкантов, позволял ей успешно соперничать с императорским театром. Более сотни опер, комедий, балетов составлял ее репертуар, включавший произведения французских и итальянских композиторов - Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини, русские комические оперы Фомина, Козловского, Пашкевича... На сцене Останкинского театра было представлено немногое.
    При открытии театра в 1795 году давали оперу И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В день праздника, устроенного Шереметевым в 1797 году в честь императора Павла I была поставлена опера А.-Э.Гретри "Самнитские браки", повторенная чуть позже для польского короля Станислава Августа Понятовского. В этой опере главную роль исполняла блистательная Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, лучшая певица труппы, ставшая впоследствии графиней Шереметевой.
    В 1801 году в Останкине состоялся последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра I. Расцвет Останкина был ярок, но краток. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами.

В настоящее время Останкино - единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Великолепные акустические свойства этого театра, о которых специально заботились архитекторы и строители, делают его лучшим по акустике залом Москвы.
    Некогда обладавший возможностью трансформации, театр дошел до нас в виде бального зала "воксала", но до сих пор используется для постановки старинных опер и проведения камерных концертов.

Окружающие театр парадные залы не имеют себе равных в России по степени сохранности богатого резного декора и золоченой мебели XVIII века, а также наборного паркета, дошедшего до нас практически в первозданном состоянии.
    Бесценные собрания осветительных приборов, скульптуры, мебели, составляющие убранство дворца, размещены на своих первоначальных местах.





Оформление потолка






Сенцы





Прекрасные залы дворца






Прасковья Жемчугова
Прасковья Жемчугова







Прекрасные залы двоорца
















Сцена из комической оперы А.Гретри 'Говорящая картина'
Сцена из комической оперы А.Гретри
"Говорящая картина"





Дуэт Изабеллы и Коломбины из оперы А.-Э. Гретри  'Говорящая картина' в исполнении Яны Иваниловой (сопрано) и Марины Андреевой (сопрано)
Дуэт Изабеллы и Коломбины
из оперы А.-Э. Гретри "Говорящая картина"
в исполнении Яны Иваниловой (сопрано)
и Марины Андреевой (сопрано)


история усадьбы театр в останкино колекции усадьбы шереметевы и москва инфоормация о музее
copyrights
Copyright (c) 1998
Museum Estate Ostankino