Впервые в Казани пройдет межмузейный проект «Встреча», который объединит двух выдающихся мастеров живописи и скульптуры конца XIX – начала XX века – Николая Фешина и Степана Эрьзю из собраний Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Диалог двух авторов, незнакомых друг с другом при жизни, выстраивается путем сопоставления и анализа судеб и этапов творчества.
Оба мастера начинали свой путь с ранних лет – Фешин в мастерской отца, Эрьзя в иконописных мастерских. Затем обучались в крупных учебных заведениях столиц – Санкт-Петербург и Москва. Главной темой творчества двух авторов становится человек в его эмоционально-глубинном отражении. В стилевом решении работ каждый опирался на переплетение нескольких направлений, царивших тогда в художественной среде. Объединив импрессионизм, модерн, реализм и экспрессионизм они создают образ, полный чувственного начала. Пастозный и экспрессивный мазок у Фешина можно сравнить с массивным объемом темного кебрачо у Эрьзя. Эпоха Гражданской войны и революции заставили мастеров эмигрировать. Обратно на родину приезжает лишь Степан Эрьзя (1950). Николай Иванович прожил до конца жизни в США. Однако можно говорить о его духовном «возвращении» в родные края.
Формирование Николая Фешина как художника начинается в Казанской художественной школе, куда он поступил в 1895 году. Успешно окончив учебное заведение, Николай Иванович получает рекомендацию к поступлению в Императорскую Академию художеств. Учителем юного мастера становится Илья Ефимович Репин. Однако уникальный стиль Фешина формируется значительно позже, когда он возвращается в Казань в качестве педагога и начинает работать самостоятельно. В 1910 году, после заграничной поездки, художник становится преподавателем натурного и натюрмортного классов Казанской художественной школы. Казанский период мастера считается наиболее плодотворным. Фешин создает выдающиеся произведения, среди которых «Обливание» (1914-1916), «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н.М. Сапожниковой», а также участвует в многочисленных выставках (Казань, Санкт-Петербург, Мюнхен, Венеция, Сан-Франциско, Нью-Йорк). Первая мировая война, голод в Поволжье и революция подтолкнули Николая Ивановича к решению покинуть Россию. 1 августа 1923 года мастер совместно с семьей прибывает в Нью-Йорк.
Степан Эрьзя (Нефедов) по настоянию отца начинает свой творческий путь с иконописи, обучаясь сначала в церковно-приходской школе, затем в мастерских села Алатырь и города Казани. Юный мастер совместно с другими художниками расписывал церкви Поволжья. Осенью 1902 года Степан Дмитриевич поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Только в 1903 году автор переходит в скульптурный класс, руководителем которого был С. М. Волнухин. Окончив училище, Эрьзя направляется в Италию и Францию, где создает такие работы как «Тоска», «Автопортрет» (1908), «Каменный век» (1911), а также принимает участие в различных выставках. В 1914 году Степан Дмитриевич возвращается в Москву. С 1917 по 1926 год скульптор живет и работает на Урале (Екатеринбург, с. Мраморское) и Кавказе (Новороссийск, Геленджик, Батуми, Баку). В 1926 году Эрьзя принял решение об эмиграции. Он уезжает сначала во Францию, затем в Аргентину. Возвращается Степан Дмитриевич на родину только в 1950 году.
В экспозиции также будут использованы документальные материалы.
Выставка открыта с 12 апреля по 1 сентября 2024 года в Национальной художественной галерее "Хазинэ" (подразделение Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан) в Казанском Кремле.