НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка произведений Бориса Угарова (1922-1991) в Музейно-выставочном комплексе РАХ

c 28 сентября по 30 октябряМосква
Выставка произведений Бориса Угарова (1922-1991) в МВК РАХ
«Нам важно сегодня … подумать и решить, каким должно быть искусство завтрашнего дня, надо гнать скуку с наших полотен, надо больше учиться, больше знать и не уставать удивляться» (с) Б.С.Угаров

Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника СССР, действительного члена и президента (1983-1991) Академии художеств СССР, профессора Бориса Сергеевича Угарова (1922-1991). Проект, посвященный 100-летию со дня рождения художника, продемонстрирует более восьмидесяти работ из семейного собрания.

Борис Угаров - выдающийся мастер русской реалистической живописи второй половины ХХ века, творчество которого принадлежит золотому фонду русского искусства, автор масштабных исторических полотен, портретов, пейзажей, крупный общественный деятель, замечательный педагог.

Он родился в Петрограде 6 февраля 1922 года. С детства проявлял интерес к изобразительному искусству, занимался в художественных студиях Ленинграда, у живописцев М.Г. Платунова, А.А. Рылова в Доме ученых, частной студии А.Р. Эберлинга. В 1941–м, в год окончания школы, вступил в Народное ополчение, участвовал в боях на Ленинградском, Волховском фронтах, в Карелии, на Дальнем Востоке. В 1944 году в составе группы художников участвовал в оформлении Музея Победы в Лодейном Поле. Именно в тяжелые военные годы он осознал, что искусство - его призвание, что он хочет и обязательно станет художником. В 1945 году он был принят в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его преподавателями были выдающиеся мастера: И. Э. Грабарь, В. М. Орешников, А. А. Мыльников. После окончания в 1954 году аспирантуры ему была присвоена ученая степень кандидата искусствоведения, тогда же он был принят в члены Союза художников СССР.

Вся творческая жизнь Бориса Угарова теснейшим образом была связана с Академией художеств и Институтом им. И.Е. Репина, где он продолжал преподавать до конца жизни и воспитал не одно поколение талантливых художников. С 1952 года он начинает работу в институте ассистентом кафедры рисунка, с 1971 года - профессор живописи и композиции. В 1973 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, с 1975 - председатель Ленинградского отделения Союза художников СССР. С 1977 года Борис Угаров - ректор института им. И.Е. Репина, с 1978 года – действительный член АХ СССР, с 1983 до 1991 года - президент Академии художеств СССР.

Для Академии деятельность Б.С.Угарова, человека широких культурных интересов, привязанностей и пристрастий, была чрезвычайно значима. При Угарове-президенте вопросы живописного качества в Академии художеств обретали подлинный смысл. Именно с общей культурой художника связывал он возможность развития таланта. При Угарове стала расширяться связь Академии с регионами России. Он придавал важнейшее значение искусствоведческой науке и критике, стремился к тому, чтобы Академия пополнялась талантливейшими современными художниками и искусствоведами различных стилевых направлений. В сложной, зачастую полной драматизма исторической ситуации, президент Угаров искренне полагал, что Академия художеств должна взять на себя сложнейшую миссию дальнейшего собирания высших творческих ценностей в области всех пластических искусств.

В своей напряженной разноплановой деятельности он оставался, прежде всего, художником, тонко чувствующим, глубоко ранимым. Родная природа и человек, связанный с этой землей, были главными стимулами его творчества. Переломные моменты истории страны, увиденные глазами живописца, нашли пластическое воплощение в цикле монументальных полотен: «В колхоз. Год 1929»; «На рудниках. Год 1912»; «Октябрь»; «За землю, за волю!», «Декрет о земле»; «Июнь. 1941 год»; «Возрождение». Всенародное признание и любовь получила картина «Ленинградка. В 1941-м» - «...сквозь грозный лик войны и страданий автор смог рассмотреть и утвердить красоту образа человека, как пример высокой нравственности».

Проникновенный пейзажист, Борис Угаров в самом простом сюжете открывал неисчерпаемые возможности, умел передать неброскую, но притягательную красоту исчезающей русской деревни. Обладая своим индивидуальным живописным стилем, его пейзажи по образному строю, тонкости цветовых решений сродни работам Левитана, Коровина, Серова, Туржанского, творчество которых он знал и любил. Пейзажи Угарова - это поэтический рассказ о России, в каждом - свое настроение, удивительно точно подмеченное состояние природы, цельность образа, уравновешенная, гармоничная живопись.

«Одним из самых любимых им художников был Валентин Серов. Это не исключало более широкого круга его привязанностей. Угаров - художник русских традиций. Ограничивало ли это его безмерную любовь к великим мастерам мирового искусства, Веласкесу, Рембрандту, Веронезе, Дега, Эдуарду Мане и другим художникам? Конечно, нет. Он был одним из самых искушенных знатоков истории искусства и высокообразованным художником» - вспоминал народный художник СССР Андрей Андреевич Мыльников.

Передача внутреннего мира близких по духу людей свойственна портретам живописца: скульптор М.К. Аникушин, композитор А.П. Петров. Но чаще всего он обращался к образам своих родных. Возможность наблюдать человека часто, в разных ситуациях, рождает глубоко индивидуальный образ, совершенный в живописном решении. Мастер пишет их с большой любовью, бережно и деликатно воссоздавая на холсте потаенную жизнь души и особенности характера каждого: «Портрет жены», «Таня», «Портрет сына Андрея», «Портрет Оли», «Материнство», «Анюта», «Портрет М.О. Угаровой». «А портреты твои все больше становятся похожи на оригиналы, хотя кое-кто подрастает, а кое-кто стареет. Эту особенность замечала не я одна, вероятно, это опять-таки происходит оттого, что ты умел схватить главное» - вспоминает жена художника.

Неоднократно Борис Угаров обращался к образу Александра Сергеевича Пушкина. «Пушкин лучше всех нарисовал себя сам» - говорил художник, но он искал «своего Пушкина». В произведениях автора - это не конкретный, человек, но образ поэта. Достаточно похожий, он увиден как бы в воспоминании, «когда все лишнее стирается, остается главное - дух поэзии, красоты, единение человека и природы, будь то пейзаж Тригорского или Михайловского, ...или набережная реки Мойки в белую ночь, или мостик Зимней канавки на фоне вздувшейся Невы...».

Представленная зрителю выставка дает возможность не только соприкоснуться с частью художественного наследия Бориса Сергеевича Угарова, раскрыть мир его образов, оценить его талант, масштаб творческих поисков, но и вспомнить его как человека широкой души и доброго сердца.

Текст подготовлен на основе статьи Татьяны Бушминой (Угаровой) и вице-президента РАХ А.А.Золотова.

www.museum.ru/N80975
Ваше мнение »»

»»Галерея искусств Зураба Церетели
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 19
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.12.2022  x    ?  


День Кунсткамеры

Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х - 1980-х годов

Выставка "Греческий сюжет" в Музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского

Василий Суриков. Путь великого мастера

Дни Эрмитажа-2022. Гардероб Петра I. Обновлённая экспозиция в Галерее костюма в центре «Старая Деревня»

Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого. В рамках Года Петра Великого в Эрмитаже

Круглый стол «Круг Ахматовой»

Выставка "МПВО: Хозяйки города" в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

«Крокус». Возвращение. К 125-летию Николая Суетина

Памяти Герварта Вальдена: лекция и круглый стол в Еврейском музее и центре толерантности

Николай Мошков "Былое и время"

Проект «Акварель. Красный. Пепел» в Музее Анны Ахматовой. Новелла первая

Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества

Презентация книги "Айвазовский и его потомки: из уцелевших архивов / Революция - до и после"

Открытые мастер-классы по культуре русского письма в разные исторические периоды

Презентация отреставрированой панорамы 1870-х годов в Музее мостов, С.-Петербург

Открытый научный семинар в музее-заповеднике С.А. Есенина

"Новогодние истории" из фондов Русского музея фотографии

"Литературные сны". Выставка Бориса Забирохина

Выставка «Барановские ситцы. Вчера. Сегодня. Завтра»

Тина Шибалова. Метод Вычисления

Мир русского дворянства. Юсуповы и Восток. Выставка из собрания Эрмитажа в Юсуповском дворце

Выставка "Собрание в собрании. Коллекция Залогина А.П."

Русский авангард. Искусство для нового мира


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru