Посольство стран Европейского Союза, Представительство Европейской комиссии в России и Музей кино с 5 по 14 апреля 2002 г. представляют фестиваль IV Панорама кино стран Европейского Союза. В программе: современное кино Европы, Сокровища Европейского кино. Фильмы демонстрируются в залах Сергея Эйзенштейна (5) и Чарли Чаплина (4) с переводом на русский язык и без перевода.
Рубеж веков обычно сопровождается утратой защитного чувства цельности. Уже после войны в Персидском Заливе - виртуальной войны без адекватного отображения - реальность утратила свой привычный прагматический смысл. Не меньшим испытанием для европейцев, знавших прежние войны не понаслышке, стал опыт растянувшегося на десятилетие югославского конфликта - пока страна с этим названием не исчезла с географической карты континента.
Современный голливудский кинематограф - это возврат в Платонову пещеру: где тени (идеи) преобладают над вещами (реальностью). С другой стороны, именно Европа испытывает подсознательный ужас перед реальной Историей. Не только Спилберг делает о Холокосте сентиментальную сказку, но и итальянец Бениньи снимает о концлагерях водевиль "Жизнь прекрасна". Это тоже своего рода возврат в Платонову пещеру и уход от реализма некогда великого итальянского кино.
И все же именно у европейцев в последнее время активно заработал инстинкт, направленный против утраты "шестого чувства" реальности. Европейское кино вырабатывает защитный инстинкт, мало-помалу выходя из Платоновой пещеры в телесный материальный мир. Художественная Европа всегда славилась склонностью к модернизму - так вот, теперь самым "модернистским" объявлен путь приближения к реальности. И не только в чисто кинематографическом ("догматическом") смысле. Но и, скажем, заново открыть мир рабочих и труда. Или сферу интимных и сексуальных отношений. Или реальность новой Европы, которая на глазах становится мультирасовой и мультиэтнической. И выход этот происходит не обязательно через великие и процветающие кинематографии, а даже чаще и скорее через маленькие и периферийные.
Кино Европы давно утратило стилевую самодостаточность, разлетелось на осколки. Но и осколки несут в себе опознавательный код европейской культуры. А это значит, что былая цельность и прочность могут быть восстановлены. (Андрей Плахов)