НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском

c 17 октября 2019 по 23 февраля 2020Москва
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
В Московском государственном музее-заповеднике, в Выставочном зале «Подклет дворца царя Алексея Михайловича» в Коломенском, 17 октября откроется выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское – Измайлово–Люблино».

Художественная вышивка при помощи изображений, орнаментов отражает «образ мира». Вышивка любого исторического периода предназначалась для узкой группы людей и расшифровка её смыслов, многие из которых непонятны современному человеку, превращается в «чтение для посвященных».

Первые вышивки шелками и золотом появились в Вавилоне. Постепенно вышивка приобретала социальный оттенок, становясь предметом роскоши, символом власти и богатства.

Древняя Русь переняла от Византии искусство изобразительной вышивки шелковыми и золотными нитями. С Х века вышивка обслуживала, главным образом, церковь, занимавшей главенствующие позиции в социально-политической жизни России. Храмы украшались вышитыми иконами, подвесными пеленами, покровами и хоругвями. Они выполнялись по обещанию, в благодарность, как результат усердных молений, по случаю важных государственных и семейных событий, за здравие и на поминовение души. Сюжетная вышивка Московской Руси существовала как официальное придворное искусство, предназначенное обслуживать нужды великокняжеского и царского дома, придворной знати и в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Русская вышивка XVI-XVII вв. имела элитарный характер в силу необычайной дороговизны привозных материалов: драгоценных тканей и нитей. Средневековая изобразительная вышивка выполнялась в мастерских – «светлицах» во дворцах великих князей, царей, в боярских хоромах, в домах богатых служилых и торговых людей, а также в богатых женских монастырях.

Средневековые орнаментальные вышивки перекликались с орнаментами на предметах из серебра, на изделиях из финифти, книжных заставок, а также с узорами, созданными под влиянием привозных драгоценных тканей. Выполненные в русле орнаментики восточного и западноевропейского прикладного искусства XV – XVII вв., русские узоры между тем отличались несомненным национальным своеобразием.

В начале XVIII века реформы императора Петра I изменили на европейский манер русский придворный быт: костюм и обиход. Только «народная вышивка» сохранила верность технике и орнаментике вышивки допетровского времени. Приемы светской вышивки проникают в церковное искусство.

Русская вышивка XVIII – XIX вв. развивалась в контексте общеевропейских художественных стилей того времени: рококо, классицизма, ампира, историзма, модерна. Под воздействием европейского прикладного искусства в России появляются новые техники вышивки: теневой гладью, бисером, стеклярусом, крестом.

Мастерские женских монастырей, роль которых заметно усиливается с XVIII века, продолжали специализироваться на вышивке не только церковных, но и светских предметов. К концу XVIII в. большое значение приобретают мастерские крепостных вышивальщиц. В городах процветали мелкие и крупные мастерские, выполнявшие вышивки различной сложности.

В XIX веке русская вышивка приобретает интернациональный характер, чему способствовала эпоха историзма с интересом к искусству прошлого: средневековью, барокко, рококо. В XIX в. усиливается роль домашнего ремесла и локальных промыслов.

Коллекция русской вышивки музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» представлена произведениями вышивальщиц последней четверти XVI – начала ХХ века. Это облачения духовенства и предметы церковного убранства: литургические покровцы, надгробные покровы, подвесные под иконы пелены, хоругви; народная одежда разных губерний, головные уборы; светский и городской костюм и аксессуары к нему, дамское белье, а также предметы быта и интерьера: картины, полотенца, скатерти, постельное белье, ковры.

На выставке знакомство с искусством русской вышивки будет проходить в рамках четырех разделов: изобразительная и орнаментальная вышивка; вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом; счетная вышивка и белая вышивка.

Возрастная категория 6+

Адрес: ст. м. «Каширская» (последний вагон из центра), проспект Андропова, д.39, стр.69

Режим работы выставки: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день.

Билеты продаются в кассах музея-заповедника: вторник–воскресенье: с 9.45 до 17.30, а также на сайте музея-заповедника.

Стоимость билета: для основной категории 200 рублей, для льготной категории 100 рублей.

По выставке проводится экскурсия для сборных групп посетителей.

www.museum.ru/N74095
Ваше мнение »»

»»Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское - Измайлово - Люблино
Адрес:город Москва, проспект Андропова, д. 39
Проезд:См. здесь
Телефоны:(499) 615-27-68, 614-88-80, 615-27-71
сайт:www.mgomz.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.10.2020  x    ?  


Выставка VII Общероссийского фестиваля дикой природы "Первозданная Россия"

Межмузейный выставочный проект «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья»

Персональная юбилейная выставка "LXXV" Народного художника России Б.Л. Непомнящего

Выставка «А в сердце светит Русь...» в Музее-квартире А.А. Блока

Конференция "История отечественной культуры в архивных документах"

К 150-летию И.А. Бунина. Фотопроект "В темноте" в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Лекция-концерт «Музы в жизни и творчестве И. Бунина»

Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Программа музея Анны Ахматовой

Ленинградские монументы помнят

"Песнь о России". Выставочный проект Юлии Колактионовой

О музейном деле в Югре

Как столичные жители ходят в музеи: социологи изучили музейную аудиторию Москвы и Подмосковья

Проект «Трогательная история в Дарвиновском музее». Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси

Афон. Скит «Новая Фиваида» в фотографиях Станислава Чабуткина

Балтийское море в объективе и на холсте

Благотворительный фонд Потанина представляет цикл публичных лекций "Школа музейного лидерства"

Роб Вудкокс. Природные связи

В Кунсткамере открылась выставка «Таймырское кочевье. Культура. Искусство. Мастерство»

Александр III Миротворец


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru