Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Цикл «Книги те же – мы другие»
Заключительная лекция из авторского цикла Владимира Шацева.
20 апреля 18:00
Вот как сам Владимир Натанович обращается к тем, кто придет на его лекцию:
«Холодная весна в мертвом городе. <…> Тоска. Когда все это кончится? – ПРОСНУТЬСЯ ПОРА!» (Записные книжки Блока от 20 апреля 1919).
Что-то, мне кажется, знакомое в этом, как будто сегодняшнем, ощущении. Да, сейчас, именно сейчас, есть основания вспомнить поэму «12». Конечно, о ней сказано много. Но я при этом хотел бы сообщить нечто новое.
И это новое будет о «12» и булгаковском «Мастере». Но, смею уверить, не главное. Часть лекционного времени планирую отдать Театру «Кати толстоморденькой». В минувшем году студенты РХГА Екатерина Горянина, Алиса Крикун, Никита Рогозин дополнили семинарское занятие о блоковских «Двенадцати» игрой на гитаре, движением, переходящим в танец, хоровым и сольным пением, похожим на уличное. Пением таким, что будто бы из Достоевского, когда мокрый снег без ветра, «а сквозь него фонари с газом блистают...».
Весь минувший год мы показывали наш спектакль в библиотеках и музеях Петербурга. Обсуждения лекции-спектакля всегда становились событием. Иногда они были диалогами прежде не знакомых друг с другом единомышленников, а иногда… Иногда нервными спорами сторонников Учредительного собрания с апологетами красного террора.
Как-то так выходило, что наш спектакль и произнесенные в связи с увиденным и услышанным высказывания ставили перед собравшимися вопросы. Главный из них: а где я был(а) сто лет назад ? Например, мой дед – один из двенадцати. И через этот факт и другие ошеломительные автобиографические сведения я смотрю сейчас на страшноватые гениальные строфы блоковской поэмы. Получилось внезапное путешествие по генеалогической лесенке внутрь себя. И это путешествие совершено было не только мной. А всем Театром «Кати толстоморденькой» и некоторыми зрителями.
То, что произойдет 20 апреля в Музее Ахматовой, трудно предсказать. Но почти уверен, что события, которые неминуемо грядут в Малом зале, станут захватывающими. И скорее всего незабываемыми.
Кроме таинственных обещаний, по-учительски предлагаю домашнее задание. Советую перечитать «12» и «Незнакомку» (стихотворение и пьесу), «Балаганчик» (стихотворение и пьесу), а также из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», из четвертой части, главу «О двух великих грешниках». И плюс к тому, конечно, пушкинских «Бесов» и финал первого тома «Мертвых душ». Итак, до встречи, завершающей цикл лекций «Книги те же – мы другие».