В рамках выставки «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» (см.
http://www.museum.ru/N70272) на первом этаже Центра Михаила Шемякина представлена новая выставка «Наблюдатели». Персонажи картин либо скрываются за бинтами от зрителей и смотрят внутрь себя, либо внимательно следят за нами широко распахнутыми глазами.
Выставка объединяет серии работ трех художников:
«Наблюдатели» Юрия Никифорова. Смешанная техника (Санкт-Петербург);
«Лица». Евгений Харланов. Живопись, графика (Санкт-Петербург);
«Сон парадного портрета». Сергей Некрасов. Графика, живопись (Москва).
Выставка из цикла "Воображаемый музей Михаила Шемякина" о пеленании, бинтовании и укутывании в искусстве показывается публике впервые. В нее вошли около 600 изображений – произведения искусства от III тыс. до н. э. вплоть до сегодняшнего дня. Художники, используя этот художественный прием, будят в нас самые древние чувства – воспоминания о болезнях и ограничении свободы, надежды на выздоровление, боязнь трансцендентного и страх смерти. Посетители выставки вместе с творцами разных эпох смогут смело посмотреть своим страхам в лицо.
Исследование темы «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» начинается с мумий Древнего Египта и продолжается в «Воскрешении Лазаря» в русской иконе. В современном мире это может быть результатом болезни художника или быть художественным приемом, как у Христо, который упаковал Рейхстаг.
Михаил Шемякин занимается «Воображаемым музеем» более 50 лет. Его библиотека во Франции насчитывает свыше 1000 м². «Здесь я не имею права любить или не любить, я просто аналитик, авиатор, который парит над историей, выдергивает образы и сопоставляет их», – рассказывает художник.