Во Дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» с 28 марта по 1 мая 2017 года будет представлена выставка «Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы».
Русское анималистическое искусство и скульптура, в частности, многообразны по стилистике, мотивам, сюжетам. Начало ХХ века дало стране целую плеяду талантливых художников. В.А. Ватагин и И.Е. Ефимов были первыми художниками, которые в 1920-е годы обратились к отображению образа животного в русской скульптуре. Их эстетика была сформирована тесным сотрудничеством с Дарвиновским музеем, где в те годы была основана художественная мастерская, возглавленная уже известным в тот период художником-анималистом В.А. Ватагиным. Используя многообразие форм зверей и птиц, анималисты стремились показать всю сложность закономерностей их жизни.
К середине 1950-х годов станковая анималистическая скульптура определилась в выборе тем, материалов и пластических решений. В эти и последующие годы, и особенно в 1970–90-е годы, этот вид пластики отмечен поисками новой художественной образности. Зазвучали темы гуманитарные, философские. Это способствовало расширению жанровых границ. Размышления человека в отображении природы стали важной частью творческих концепций. Все ясней звучит линия бережного отношения человека к природе, индивидуальный, конкретный подход к каждому образу и явлению. Биологически точное и психологически верное описание животных способствовало пониманию сложности и многоликости их жизни. Тема взаимосвязи человека с природой становится все более актуальной в 1970– 80-е годы. А.В. Марц, его современники и собратья по цеху – А.М. Белашов и А.С. Цветков, опираясь на классические образцы русской анималистики, продолжая углубленное изучение натуры, придали новый импульс развитию этого жанра скульптуры во второй половине ХХ века. Красота, любовь, знания легли в основу творчества этих мастеров. Керамическим скульптурам И.Г. Фрих-Хара и А.Г. Сотникова наряду с эстетикой красоты природы присущи четкая конструктивность форм, их целостность и монументальность. Ярким явлением в истории развития русской скульптуры ХХ века явилось имя И.М. Рукавишникова. Являясь ярчайшим представителем школы реализма, художник воплотил в различных материалах многообразные биологические формы окружающего нас мира. Произведения скульпторов – анималистов, работающих в наши дни, несут в себе новую эстетику, характерную для времени компьютеров и искусственных интеллектуальных объектов. Постмодернизм, оказавший огромное влияние на формирование современных художественных тенденций, как правило, облекает всё в игровую форму, нивелирует расстояние между развлечением и изучением. Тем не менее, смесь стилей, направлений и традиций в постмодернистском искусстве реабилитирует реализм, академизм, классику. Открывая возможность создания новых стилей и направлений, он служит универсальной экспериментальной творческой площадкой. Это, в свою очередь, делает возможным переосмысление классики одновременно с формированием новой художественной эстетики.
Возрастная категория 6+
Адрес: ст.м. “Каширская”, пр-т Андропова, д.39, стр.69.
Режим работы выставки: вторник–воскресенье с 10.00 до 18.00,
понедельник – выходной день; с 1 апреля по субботам с 11.00 до 19.00
Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 10.00 до 17.30, а также на сайте музея-заповедника.
Стоимость билета для основной категории – 150 рублей, для льготной категории – 50 рублей.