НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Археология сомнения». Выставка в Доме Павла Кузнецова

c 21 мая по 30 июня 2016Саратовская область
Афиша выставки
21 мая в 19.00 в Доме Павла Кузнецова состоится открытие выставки «Археология сомнения». Авторы: Станислав Азаров, Алексей Шилов, Дмитрий Зимин. Куратор — Антон Вальковский (г. Волгоград). Графика, объекты, скульптура.

Где пролегает граница между подлинником и подделкой? Между фальсификацией и историческим фактом? Какова сила власти имитаций в истории человеческих судеб?

Экспозиция, которая вас ожидает – это детальное препарирование и археологии как науки, и музея как социального института, и, в общем смысле, – рефлексия над чувством Сомнения, ставшего в настоящий момент крайне ценным и симптоматичным.

«Археология сомнения» - это комплексный проект, соединяющая в себе современное искусство, новое краеведение и «музей соучастия». Каждый посетитель экспозиции сможет примерить на себе роль Исследователя. Выставка не даст ответов на поставленные вопросы, но предложит найти их самостоятельно в неоднозначном переплетении предположений и неопределенности. Может быть, взаимодействуя с артефактами, Вы сможете преодолеть навязчивое и липкое чувство сомнения?

Вероятно, ключом к пониманию выставки является серия фотографий артефактов, обнаруженных Станисловом Азаровым и Алексеем Шиловым на дне хвалынского карьера. Меловые отложения перемешивают следы чужого присутствия, подкидывая внимательному Наблюдателю новые загадки и поводы для сомнения.

Вероятно, художники находятся в плену апофении - переживания, заключающегося в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных предметах. Это в равной мере относится и к трактовке природных объектов, как имеющих искусственное происхождение, и к неверной атрибуции найденного материала, как более архаичного. Немотивированное видение взаимосвязей, сопровождающееся характерным чувством неадекватной важности найденных ими объектов, захватывает участников проекта, становясь источником для дальнейших художественных построений. По сути, вся выставка кладет чувство сомнения под увеличительные линзы и тщательно препарирует его.

Вероятно, сомнение – это сама суть археологии, вызванная несовершенством ее инструментария. Так, например, доцент Саратовского государственного университета Ринат Сингатуллин нашел ошибки при интерпретации данных, полученных в результате исследования Увека и обнаружил массу неточностей при изучении чужих трудов про Увек: те слои и историко-архитектурные останки деятельности человека, которые мы традиционно относим к Средневековью, могут относиться к XIX-XX векам. Так и работает машина истории: артефакты заполняют лакуны и зияния, делая власть реконструкции особенно впечатляющей. Может быть, в анализе этого контекста и скрывается субверсивный и критический потенциал выставки?

В графике и настенных панно Станислава Азарова имплицитно содержится история артефакта от его нахождения в культурном слое до последующей музеефикации: «грязные», как будто бы только что вынутые из земли предметы, чье предназначение покрыто для нас завесой тайны, проходят все последовательные стадии от систематизации и типологизации артефакта, до скрупулезной зарисовки схемы раскопов. Природа этих схем также таинственна: созданы ли они человеком или случайно прорисованы каким-то механизмом без четкой и последовательной логики и смысла? Или же мы имеем дело с их внеземным и мистическим происхождением? Не совершаем ли мы как зрители «ошибку первого рода» когда наделяем документальное свидетельство ошибочной трактовкой, хотя оно имеет вполне обычное объяснение?

Чем являются объекты Алексея Шилова: найденными или изготовленными самим художником артефактами? Или эстампажами кирпичей, открытыми при раскопках Саркела? Обнаруженные при раскопках крепости «вавилоны» - изображения на саркельских кирпичах - могут оказаться и тамгами, и схемами лабиринтов, и даже игральными досками. Подозрение вызывает даже сам материал, из которого они изготовлены. Имеют ли реконструированные Шиловым объекты (взять те же самые «личины») какую-то научную основу, или он невольно воспроизводит изображения или значения там, где их на самом деле нет?

Нечто завораживающее есть и в объектах Мити Зимина, зависающих между органическими формами, целенаправленно изготовленными предметами и случайной артефактуальностью. Так, решетчатые структуры могут оказаться и слепками с природных форм, и странными архитектурными макетами, например, какого-то поселения. Не вызовет удивления, если они окажутся всего лишь реди-мейдами – найденными объектами –спекшимися в горниле обрезками или отходами производства металлургической индустрии. От этих ржавых и «запущенных» объектов веет холодом поджидающей вас за углом опасности.

Не является ли моя попытка анализа смысла экспозиции, и мое обсессивное желание систематизации и интерпретации представленного материала очередной ошибкой археолога, пытающегося наделить содержанием то, что заведомо им не обладает? Не оказываются ли мои размышления парейдолией - очередной сенсорной иллюзией дополнения, заставляющей меня воспринимать смутный и невразумительный зрительный образ как что-либо отчётливое и определенное, имеющее под собой логику и смысл?

Сомнение – один из самых тяжких грехов. Оно терзает мою душу, и в своих изматывающих тисках недоумения утаскивает на самое дно.

В любом случае, экспозиция предлагает вам исследовать ее самостоятельно. Может быть, взаимодействуя с объектами, Вы сможете сами приблизиться к её пониманию?

Автор: Вальковский Антон, историк, кандидат философских наук

www.museum.ru/N62287
Ваше мнение »»

»»Дом П.В. Кузнецова
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Октябрьская, 56
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. Октябрьская"
Телефоны:(8452) 23-75-96, 26-16-06
сайт:radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.06.2025  x    ?  


"Сиреневый променад" в Павловске

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru