НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка “Земная жизнь Царицы Небесной” в церкви Святого Георгия в Коломенском

c 27 июня по 25 октября 2015Москва
Выставка “Земная жизнь Царицы Небесной” в церкви Святого Георгия в Коломенском
Выставка “Земная жизнь Царицы Небесной” в церкви Святого Георгия в Коломенском
Выставка “Земная жизнь Царицы Небесной” в церкви Святого Георгия в Коломенском
Выставка “Земная жизнь Царицы Небесной” в церкви Святого Георгия в Коломенском
«Богородице Дево, Радуйся…» взывают миллионы людей во всем мире. Имя Пресвятой Богородицы священно и с трепетом произносится даже в самом отдаленном уголке нашей планеты, на разных языках и у разных народов.

Но также людям всегда интересно узнать и об обычной повседневной жизни самых известных и святых людей. Жизнь Богородицы нашла свое отражение в иконописи. Иконы стали летописью ее жизни. Важные моменты жизни Богородицы для людей стали значимыми событиями и воспеваются в Акафисте Пресвятой Богородице: Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Встреча с Елисаветой, Рождество Христово, Сретение, Бегство в Египет, Обретение отрока Христа в Иерусалимском Храме, Чудо, сотворенное в Кане Галилейской, стояние Божией Матери у Креста Господня, Воскресение Господне, Вознесение Господне, сошествие Святого Духа на апостолов и Матерь Божию, Успение Пресвятой Богородицы, Вознесение Богородицы.

Акафист – форма церковной поэзии, хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святых. Греческое слово акафист означает «неседальное пение», то есть гимн, при пении которого не сидят. Древнейшим является Великий акафист Богородице («Взбранной Воеводе…»).

Церковный историк Никифор Каллист (XIV в.) сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; волоса златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные.

По словам св. Григория Неокесарийского (ок. 213 г.), поистине в Пресвятой Деве изумляет не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Ее души. «Она была Девою не телом только, но и душею: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолюбива, целомудрена в речи», – повествует св. Амвросий (IV в.). Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? когда была в несогласии с родными? когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты.

Вся земная жизнь Пресвятой Богородицы протекала в уединении и неизвестности: под покровом смирения Дева Мария скрывала свое величие. С распространением веры в Иисуса Христа по всему миру распространилась и слава Его Пречистой Матери.

Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Главным ветхозаветным пророчеством о Марии, матери Иисуса, считаются слова пророка Исаии «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Новый Завет о жизни Богородицы повествует кратко. Подробности же жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения. Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением.

На основе Писания и Предания сформировались богородичные праздники, вошедшие в церковный литургический год, а также выкристаллизовалась иконография этих праздников. Житийный цикл рассказывает о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения.

Икона на Руси выполняла совершенно особую функцию – она была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богородицы тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ему открывалось сердце, может быть, даже больше, чем Христу. В Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе Матери, как бы уступая Ей в Ее ходатайстве за простых людей.

Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божьей принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст.

Одежды Богоматери на иконах традиционные – красный мафорий и синее нижнее одеяние. Цвета их символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды – как знак ее непорочности («непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла»), а также кайма – как знак ее прославления. Сам плат – мафорий – означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья – Девство.

Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам святых отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

Богородица в христианском мире – одна из самых главных святынь. Подвиг Богоматери отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к Матери Божьей за помощью, именуя Ее «Заступница усердная рода христианского», «Радость всех скорбящих», «Во успении Своем нас не оставляющая».

Дева Мария как в момент Своей величайшей славы, когда была избрана стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя, когда у подножия креста, по пророчеству праведного Симеона, «оружие прошло Ее душу», обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей: смирения, непоколебимой веры, терпения, мужества, надежды на Бога и любви к Нему. Поэтому православные так высоко чтят Пресвятую Богородицу.

И мы надеемся, что наша выставка поможет лучше узнать земной путь Богородицы и в представленных иконах увидеть важнейшие моменты Ее жизни.

Выставка открыта для посетителей с 27 июня 2015 г. по 25 октября 2015 г.

Стоимость входного билета на выставку - 100 рублей, льготная – 50 рублей.

Проезд: ст. метро Коломенское, Вознесенская площадь

www.museum.ru/N58493
Ваше мнение »»

»»Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское – Измайлово"
Адрес:город Москва, проспект Андропова, д. 39
Телефоны:(499) 782 89 17, 782 89 21 (спр.)
сайт:mgomz.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.06.2025  x    ?  


"Сиреневый променад" в Павловске

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru