Такую Италию вы еще не видели. В Казанском Кремле показали одну из красивейших стран мира глазами западноевропейских художников.
11 июня в Центре «Эрмитаж-Казань» прошло открытие выставки «Образы Италии». На ней представлено около 200 произведений живописи, графики и пластики XVII-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа. Они раскрывают всю красоту и колоритность Италии, страны с богатейшим историческим прошлым, давшей миру гениев литературы, искусства и науки, колыбели Возрождения.
Италия на выставке показана глазами западноевропейских художников. Начиная с XVI века, итальянские мастера стали образцами для подражания для многих живописцев и скульпторов из Франции, Испании, Германии, Нидерландов. В XVII веке культурный обмен между художниками стал еще более тесным. Тогда же начинает складываться тип художника, приехавшего в Италию и оставшегося здесь на всю жизнь. Со второй половины XVII века и особенно в XVIII веке для английской, французской и русской аристократии почти обязательным стало путешествие по Италии, во время которого заказывались портреты, приобретались картины и скульптуры.
В богатых коллекциях Эрмитажа, наряду с произведениями, покупавшимися царями, немало работ, происходящих из частных собраний, вывезенных из Италии путешественниками. Эти картины и скульптуры чаще всего располагались не в парадных, а в частных апартаментах и нередко ценились не столько за свои художественные достоинства, сколько как память об увиденном.
Разнообразно представлен итальянизирующий пейзаж. Здесь и городские, и сельские, и приморские виды. Одним из ярких мастеров этого жанра был голландец Николас Берхем, который нередко обращался к мифологическим сюжетам («Пастушеская сцена. Воспитание Юпитера»). Популярные в XVII веке многолюдные городские сцены проиллюстрированы работами Йоханнеса Лингелбаха («Рынок на площади») и Яна Миля («Шарлатан»). Замечательна композиция «Праздник в Неаполе» кисти живописца XIX столетия Освальда Ахенбаха. Среди художников XVIII – XIX веков, вдохновлявшихся природой и архитектурой Италии, были такие всемирно известные как Клод Лоррен, Алессандро Маньяско, Гюбер Роббер, Клод Жозеф Верне, Якоб Филипп Хаккерт.
Представленные живописные произведения дополнены бронзовыми статуэтками, свидетельствующими об интересе, особенно во второй половине XVIII века, путешественников к античности. Они являются уменьшенными копиями со знаменитых древнеримских статуй.
Наиболее популярными для коллекционирования, в силу удобства перевозки и сравнительно небольшой стоимости, были графические листы с видами Италии. Именно по этой причине в Италии XVIII века получил широкое развитие жанр ведуты, городского пейзажа. Работы Микеле Мариески и Джованни Батиста Пиранези стали образцами для всеобщего подражания европейских художников. В XIX веке особенно ценились акварельные виды, которыми славились мастера школы Позилиппо, раньше других начавшие работать на пленэре.
Выставка уникальна еще и тем, что проходит в юбилейный год для Центра «Эрмитаж-Казань». По словам заместителя генерального директора и главного хранителя Эрмитажа Светланы Адаксиной: «За 10 лет в Казани побывало несколько тысяч эрмитажных экспонатов… В основном они из фондов». Директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева при этом добавила: «Какой же кладезь эти фонды, мы убеждаемся каждую выставку. Казанские выставки дарили встречи с работами, которые были представлены миру впервые после реставрации или показывали новые приобретения музея. Такие же уникумы ждут нас и на этой выставке».
Куратор выставки Василий Успенский поведал о четырех премьерах, которые увидят гости и жители Казани. Картина Ипполито Каффи «Замок св. Ангела в Риме» недавно была приобретена Эрмитажем. Впервые представлена широкой публике работа одного из самых модных портретистов XIX века Франца Ксавера Винтерхальтера «Послеобеденный отдых неаполитанцев», которую можно охарактеризовать, как «сладкое ничегонеделанье». Видно, что изобильная, теплая, солнечная Италия давала хорошую возможность ее жителям праздновать, гулять и отдыхать. Были отреставрированы и два пейзажа Габриэле Смарджиасси и Джачинто Джиганте. Они подобно французским барбизонцам одни из первых вышли на пленэр. Как добавил Василий Успенский: «Я не удивлюсь, если петербуржцы будут приезжать в Казань, чтобы посмотреть на те шедевры, которые не увидишь в Эрмитаже».
Приглашаем и вас совершить путешествие на родину гениев Возрождения, прогуляться по идеальным ландшафтам, познакомиться с простыми итальянцами, жившими много лет назад, и вы непременно будете очарованы обликом итальянских городов с их величественными дворцами и церквями.