Коллекция Музея Мирового океана пополнилась новым экспонатом. Это гидросамолет "Бе-12", последняя амфибия Балтийского флота.
Около 10 лет назад музей выступил с инициативой сохранить «Бе-12». На тот момент из целой эскадрильи «в живых» осталась только одна «амфибия». Остальные ушли на «иголки». Собственно, последний экземпляр ждало бы то же самое, если бы не проявленный интерес музейщиков. Они сумели привлечь внимание общественности к судьбе «летающего гиганта» и тем самым остановить утилизацию.
Начался долгий процесс передачи самолёта Музею Мирового океана. Поскольку «Бе-12» находился на балансе Министерства обороны, то потребовалось достаточно много времени для всех согласований. Только в этом году было принято окончательное решение о том, что новым владельцем гидросамолёта становится музей. Как только это произошло, сотрудники музея стали готовиться к транспортировке крупногабаритного груза.
Самолет «Бе-12» представляет собой моноплан с двухлонжеронным крылом типа "чайка". Конструкция самолета цельнометаллическая, основной материал - дюраль. В длину самолёт достигает 30 метров, в высоту – 5 метров. Размах крыльев – 30 метров, вес без топлива и оборудования – 24 тонны.
Подобные масштабы не позволяли привезти «Бе-12» на территорию музея целиком. Так что самолёту решили «подрезать» крылья. На время они были демонтированы вместе с «хвостом». Первыми на территорию музея прибыли крыло, хвостовая часть и центроплан (это центральная часть крыла самолёта), в ночь с 3 на 4 ноября затем были доставлены фюзеляж и второе крыло.
Новым местом «жительства» амфибии стала территория музейного Военно-морского центра. Рядом с нею пришвартована знаменитая подводная лодка «Б-413»; по другую сторону находится экспозиция военной техники под открытым небом.
С 5 ноября начнётся сборка самолёта. По её окончании гости музея смогут увидеть «Бе-12» во всей красе. Сначала он будет доступен только для осмотра снаружи, но уже ведётся работа над проектом восстановления салона и кабины, что позволит организовать экскурсии на борт нового уникального объекта Музея Мирового океана. Еще одна задумка – установить на гидросамолете авиатренажёр.
Краткая справка.
В середине 60-х годов конструкторскими коллективом, возглавляемым Г.М. Бериевым, был создан новый противолодочный самолет амфибия «Бе-12». В октябре 1960 г. новый самолет осуществил свой первый полет. Машина предназначалась для замены летающей лодки «БЕ-6».
Самолет-амфибия «Бе-12» был предназначен для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения подводных лодок в различных метеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении до 500 километров от аэродрома базирования.
«Бе-12» стал первым отечественным самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями. Для поиска подводных лодок самолет имел размещенную в носовом обтекателе РЛС (радиолокационную станцию), а в хвостовой штанге, вынесенной для устранения помех за хвостовое оперение, датчик магнитных аномалий. На машине предусмотрена установка разведывательного оборудования, в частности, аэрофотоаппаратов. Боевая нагрузка самолета составляла 4000-5000 кг на 4 узлах подвески и в отсеке оружия: противолодочные 450-мм торпеды «АТ-1» или «АТ-2», глубинные бомбы «ГБ», осветительные бомбы «ОАБ», маркеры. «Бе-12» используется морской авиацией до настоящего времени на Черноморском флоте РФ. За время эксплуатации на нем было установлено 42 мировых рекорда.