ЯПОНСКИЙ ФОНД
ПОСОЛЬСТВО ЯПОНИИ В РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КИНО
ДОМ КИНО СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ
РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛЬМОВ КИХАТИ ОКАМОТО
Москва
12 октября – 8 декабря 2014 года
Дом кино Союза кинематографистов России
Москва, ул. Васильевская д. 13 (м. Белорусская, Маяковская)
Вход свободный
Кихати Окамото (1924–2005) — мастер приключенческого жанра, все его киноистории разворачиваются стремительно и не отпускают зрительское внимание до самого финального титра. Но Окамото — еще и гений парадокса: этот режиссер умеет удивлять — быть может, потому, что и сам всю жизнь не уставал удивляться.
Когда Окамото было пять лет, дед впервые повел его в кино. Большинство японских фильмов тогда еще были немыми и сопровождались живыми комментариями специальных толкователей кинозрелища — бэнси. К началу сеанса Окамото с дедом опоздали и вошли в зал, когда свет уже погас. На экране мелькали фигуры в черных одеждах, рубившие мечами направо и налево. Бэнси неистово кричал: "Умри!!!" Чувствуя, что гибель неминуема, мальчик прижался к деду и жалобно взвыл. Реакция ребенка была столь естественной и так безупречно уложилась в ритм экранной сечи, что зал загремел от хохота. Уже став кинорежиссером, Окамото не забывал о том, что зрители — не пассивные потребители зрелища, они получают удовольствие, когда их вовлекают в игру. В одной из своих статей он даже написал, что кино находится на границе между "взаправду" и "понарошку". В своих фильмах Окамото любил в самый драматический момент неожиданно "разрядить" напряжение зала музыкальными номерами, шутливыми диалогами и гэгами.
В то же время, картины режиссера затрагивают важнейшие для человека проблемы — так называемые "вечные", философские темы. В веселой, комедийной, иногда музыкальной форме он обращается к наиболее спорным моментам японской истории. Так, в картинах Окамото всегда присутствует тема Второй мировой войны. Однако в его фильмах нет ни назидательности, ни сентиментальности, которые мы привыкли видеть в японском антивоенном кинематографе. Гуманистическое послание картин Окамото лишено пафоса — ведь режиссер всегда считал, что кино должно в первую очередь "развлекать"...
Анастасия Фёдорова
Расписание ретроспективы
12 октября, воскресенье
16.00 Белый зал
ВСЕ О ЗАМУЖЕСТВЕ / KEKKON NO SUBETE / ALL ABOUT MARRIAGE, 1958, 84 мин.
18.15 Белый зал
ОДНАЖДЫ Я… / ARU HI WATASHI WA / IT HAPPENED ONE DAY, 1959, 105 мин.
13 октября, понедельник
19.30 Белый зал
БОЛЬШОЙ БОСС / ANKOKUGAI NO KAOYAKU / THE BIG BOSS (BOSS OF THE UNDERWORLD), 1959, 101 мин.
14 октября, вторник
19.30 Белый зал
ОТРЯД ВОЛЬНЫХ ГОЛОВОРЕЗОВ / DOKURITSU GURENTAI / DESPERADO OUTPOST, 1959, 108 мин.
15 октября, среда
19.30 Белый зал
ПОСЛЕДНЯЯ СХВАТКА / ANKOKUGAI NO TAIKETSU / THE LAST GUNFIGHT, 1960, 95 мин.
19 октября, воскресенье
16.00 Белый зал
ОТРЯД ВОЛЬНЫХ ГОЛОВОРЕЗОВ ИДЕТ НА ЗАПАД / DOKURITSU GURENTAI NISHI E / WESTWARD DESPERADO, 1960, 107 мин.
18.15 Белый зал
СЛЕДЫ ОТ ПУЛЬ / ANKOKUGAI NO DANKON / BLUEPRINT OF MURDER (UNDERWORLD BULLETS / GANGLAND BULLETS), 1961, 73 мин.
20 октября, понедельник
19.30 Белый зал
БОСС УМРЕТ НА РАССВЕТЕ / KAOYAKU AKATSUKI NI SHISU / BIG SHOTS DIE AT DAWN, 1961, 96 мин.
26 октября, воскресенье
16.00 Белый зал
ПИР В ПРЕИСПОДНЕЙ / JIGOKU NO UTAGE / PROCURER OF HELL (BANQUET IN HELL), 1961, 94 мин.
18.00 Малый зал
ОПЕРАЦИЯ «КРЫСА» / DOBU NEZUMI SAKUSEN / OPERATION X, 1962, 102 мин.
27 октября, понедельник
19.30 Белый зал
ВОЮЮЩИЕ МЕРЗАВЦЫ / SENGOKU YARO / WARRING CLANS, 1963, 98 мин.
2 ноября, воскресенье
16.00 Белый зал
ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ ГОСПОДИНА ЭБУРИ МАНА / EBURIMAN-SHI NO YUGA NA SEIKATSU / THE ELEGANT LIFE OF MR. EVERYMAN, 1963, 102 мин.
18.15 Белый зал
АХ, БОМБА / AA BAKUDAN / OH, MY BOMB (OH BOMB), 1964, 95 мин.
3 ноября, понедельник
19.30 Белый зал
САМУРАЙ / SAMURAI / SAMURAI ASSASIN, 1965, 122 мин.
9 ноября, воскресенье
16.00 Малый зал
КРОВЬ И ПЕСОК / CHI TO SUNA / FORT GRAVEYARD, 1965, 132 мин.
18.45 Малый зал
ПЕРЕВАЛ ВЕЛИКОГО БУДДЫ (ДАЙБОСАЦУ) / DAIBOSATSU TOGE / THE SWORD OF DOOM, 1966, 120 мин.
10 ноября, понедельник
19.30 Белый зал
ЭПОХА УБИЙЦ И БЕЗУМЦЕВ / SATSUJINKYO JIDAI / TIME OF KILLERS (KILLERS’ AGE), 1967, 99 мин.
16 ноября, воскресенье
16.00 Белый зал
САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ ЯПОНИИ / NIHON NO ICHIBAN NAGAI HI / THE EMPEROR AND A GENERAL, 1967, 157 мин.
19.00 Белый зал
УБЕЙ! / KIRU / KILL! 1968, 114 мин.
17 ноября, понедельник
19.30 Белый зал
ЧЕЛОВЕК – ПУЛЯ / NIKUDAN / HUMAN BULLET, 1968, 117 мин.
23 ноября, воскресенье
16.00 Малый зал
КРАСНАЯ ГРИВА / AKAGE / RED LION, 1969, 116 мин.
18.15 Малый зал
ДЗАТОИТИ И ЁДЗИМБО / ZATOICHI TO YOJINBO / ZATOICHI AND YOJINBO, 1970, 116 мин.
24 ноября, понедельник
19.30 Малый зал
БИТВА ЗА ОКИНАВУ / GEKIDO NO SHOWA SHI: OKINAWA KESSEN / BATTLE OF OKINAWA, 1971, 149 мин.
1 декабря, понедельник
19.30 Белый зал
СУГАТА САНСИРО / SUGATA SANSHIRO / JUDO SAGA, 1977, 143 мин.
7 декабря, воскресенье
16.00 Белый зал
СИНЕЕ РОЖДЕСТВО / БУРУ КУРИСУМАСУ / BLUE CHRISTMAS (THE BLUE STIGMA), 1978, 134 мин.
18.45 Белый зал
ГРАНДИОЗНОЕ ПОХИЩЕНИЕ: ДЕТИ РАДУГИ / DAIYUKAI: RAINBOW KIDS / RAINBOW KIDS, 1991, 119 мин.
8 декабря, понедельник
19.30 Белый зал
СУКЭРОКУ ПОМОЖЕТ ОТОМСТИТЬ / SUKEDACHIYA SUKEROKU / VENGEANCE FOR SALE, 2002, 88 мин.
Подробно на http://www.museikino.ru/post/239638