НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Дагестан глазами Евгения Лансере" в Коломенском

c 27 ноября 2013 по 16 марта 2014Москва
Е. Лансере. Вид из Гуниба на юг. 27.07.1925 г. Бумага, темпера
Е. Лансере. Тидиб вечером. Бумага, акварель
Фляга дорожная двуручная. Дагестан, с. Балхар. II половина XX в. Глина, ангоб; роспись, обжиг
Блюдо-поднос. Азербайджан, с. Лагич. Конец XIX –начало XX вв. Медь, полуда; гравировка
Петушок филигранный – навершие на шапочку. Дагестан, аварцы. Начало XX в. Серебро, филигрань, кораллы, цветная паста; оксидировка
27 ноября 2013 г. в 17.00 в выставочных залах Сытного двора в Коломенском при участии Московского Государственного объединенного музея-заповедника, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, музея истории г. Махачкалы и частных коллекционеров состоится открытие уникального выставочного проекта «Дагестан глазами Евгения Лансере». Выставка посвящена яркой странице творчества выдающегося русского художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946).

Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и потомки художника представят на выставке более 400 экспонатов. Лансере происходил из знаменитой русской художественной семьи. Отец – скульптор Е. Лансере, мать – внучка архитектора Кавоса, строителя Больших театров в Петербурге и Москве, сестра – Зинаида Серебрякова. Своим учителем Е. Лансере считал родного дядю, Александра Бенуа. Евгений Лансере принадлежал к молодому поколению членов «Мира искусства». Еще в дореволюционные годы он стал выдающимся русским графиком. Художник приобрел известность как живописец-монументалист, театральный декоратор; впоследствии работал в области прикладного искусства, выполнив несколько проектов для фарфорового завода. Влечение к кавказской тематике художник получил от отца, по его собственному выражению, «как наследственность».

Дорога на Кавказ началась с его работы над иллюстрациями к произведению Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1913 годы). После революции художник надолго связывает свою жизнь с этой землей. Сначала он селится в Дагестане, затем в Тбилиси. В Москву переезжает только в 1933 году. Выставка впервые покажет московскому зрителю уникальную коллекцию рисунков, акварелей, гуашей и живописных работ, созданных Лансере в разные годы в Дагестане и хранящуюся ныне в Махачкалинском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. В экспозиции представлены пейзажи, виды дагестанских сел, в том числе таких знаменитых, как Гуниб.

Целый ряд зарисовок посвящен этнографическим подробностям местного быта. Интересны портреты местных жителей, с которыми был знаком художник. Несколько работ связаны с жизнью казачества на Кавказе. Все представленные произведения отмечены редким талантом графика и акварелиста. В то же время немногие живописные работы свидетельствуют о том, что именно в этот период Лансере-живописец поднялся до уровня выдающегося графика. Особое и значительное место на выставке занимают этнографические материалы из Махачкалинского музея.

Дагестан – поистине заповедник художественных промыслов. Создававшееся на протяжении многих веков декоративно-прикладное искусство Дагестана, обрело своеобразные национальные черты и традиции, выработанные многими поколениями мастеров. Мастера из Дагестана принимали участие во всевозможных выставках: на Кавказских выставках в Тифлисе, на Международных художественно-промышленных выставках изделий из металла и камня, на всемирной выставке 1900 г. в Париже, на Всероссийской художественной выставке в Петербурге 1902 г. и др. Многие из них получали заслуженные награды.

Интерьер типичного дагестанского жилища включал традиционный набор предметов домашней утвари, которая, как правило, покрывалось резьбой, декорировалось чеканкой, гравировкой. Так же декорировалась и мебель в горском жилище – диваны, лари, табуреты и др. В интерьере можно было встретить множество ковров и ковровых изделий: ковры, паласы, арбабаши, циновки, украшенные золотым и серебряным шитьем подушки, завесы и др. Традиционный мужской костюм дополнялся изящно отделанным оружием, газырями, поясом, вышитым башлыком. Особенно богато был украшен традиционный женский костюм: серебряные подвески, бусы, пояса, браслеты, серьги, кольца выполненные в разной ювелирной технике. В начале ХХ века распространение получила техника эмали. Головные уборы украшались височными подвесками, налобными украшениями и т. д. В конце XIX – начале XX вв. дагестанские мастера изготавливали большое количество оружия для казаков и офицеров. Так называемые шашки “азиатского”, кавказского”, “казачьего” образца.

Повсеместное распространение в Дагестане получила обработка дерева: изготавливались диваны, стулья, люльки, разнообразная кухонная утварь (солонки, чесночные ступки, шумовки, поставцы, ложки и т.д.) чаще всего изделия из дерева украшались резьбой. Уникальны и деревянные колонны – столбы (корневые столбы) в интерьерах культовых и жилых помещений, отделанные резьбой с большим мастерством и украшенные орнаментом. Они занимали центральное место в доме, возможно первоначально столбы олицетворяли Древо жизни. В традиционном горском доме количество мебели было минимальным: диваны, лари, сундуки, скамьи, табуреты, детские люльки, которые украшались резьбой, также украшались и потолочные решетки, прялки, гребни для чесания шерсти, и т.д. Основной принадлежностью интерьера был деревянный диван, украшенный резным орнаментом. Почти в каждом доме можно было встретить цагуры – деревянные лари для зерна, муки, лицевая часть их была покрыта резьбой. Разнообразная деревянная посуда: мерки для зерна (сахи), солонки, поставцы, подносы, дуршлаги , шумовки и т.д. украшались традиционным резным орнаментом. Особое место среди бытовой утвари занимают поставцы – изысканностью, красотой и разнообразием форм и резного орнамента.

На выставке представлены архитектурные детали дома (фрагмент резного потолка, двери, дверные завесы, резной каменный очаг и светильник), мебель (диван, детская люлька, табурет), ковры и вышивки, бытовые предметы из металла, керамики, дерева. Целый комплекс связан с мужским миром дагестанского дома: художественное оружие, конская упряжь, бытовые принадлежности. Особо хочется отметить коллекцию серебряных украшений. Ювелирное искусство Дагестана XIX -нач. XX вв. отличалось высокими художественными качествами. Дагестанское художественное серебро указанного периода характерно многообразием традиционных форм, широким кругом используемых ювелирных техник: литья, ковки, зерни, филиграни, гравировки, чернения, эмали, всевозможных видов насечек по металлу, кости. Мастера также использовали для украшения ювелирных изделий драгоценные и полудрагоценные камни (альмандин, бирюза, коралл). Всего в экспозиции представлено более 100 ювелирных предметов.

Все они являются великолепными произведениями декоративно-прикладного искусства и датируются периодом пребывания Лансере в Дагестане. В коллекции ДМИИ им. П.С. Гамзатовой хранятся уникальные предметы камнерезного ремесла XIV – XV вв. Среди них – тимпан арочного окна с изображением сцены борьбы, и надписью на персидском языке. К более позднему периоду относятся предметы быта (светильники, подставки под прялку, ступки, каминные плиты) покрытые резьбой с растительным орнаментом. Чеканная утварь бытовала в каждом дагестанском доме. В основном это были водоносные сосуды, кувшины-водолеи, кружки, подойники, мерки, большие настенные блюда с орнаментом. Многообразно и богато ковровое искусство Дагестана. Коврами украшались стены и полы, ковровые изделия – хурджины, накидки на седла, подушки долгое время являлись незаменимыми предметами в обиходе и пользовались широким спросом.

Помимо ковровых изделий дагестанские мастерицы создавали прекрасные изделия украшенные золотным и серебряным шитьем: кобуры для пистолетов, футляры для гребешков, зеркал, подчасники, сумочки для рукоделия “бохча” в виде объемных шкатулок и плоских конвертов, вышитые бархатные подушки, завесы для ниши, попоны для лошади, намазлыки, хурджины. Золотным шитьем нередко украшались и детали праздничного костюма, рукава, воротники, подолы платья, налобная часть и лента головного убора, пояса, женские туфли, детские шапочки, мужские башлыки, головные платки.

Для Дагестана характерно большое разнообразие бытовой керамики. Мастера делали посуду для приготовления и подачи хмельных напитков, молочных продуктов, воды, столовую посуду, изделия иного назначения – чираги-светильники, черепицу. В одних селах изготавливались большие тарные сосуды для хранения зерна, муки, маслобойки, ступки, чабанские фляги, в других – производились большие сосуды для хранения зерна, водоносные кувшины, маслобойки, подойники, миски, кружки. Гончарным делом по традиции занимались мужчины. Дошедшие до нас образцы керамики при всей их простоте поражают красотой и изяществом форм. Экспонирование предметов перечисленных видов дагестанского искусства позволяет создать тот образ Дагестана, который некогда предстал перед глазами Евгения Лансере. Многие бытовые подробности, которые мы видим в его графических и живописных работах, оживают в реальных выставочных экспонатах.

Выставка работает до 16 марта 2014 г.

www.museum.ru/N51752
Ваше мнение »»

»»Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское – Измайлово"
Адрес:город Москва, проспект Андропова, д. 39
Телефоны:(499) 782 89 17, 782 89 21 (спр.)
сайт:mgomz.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru