29 марта 2013 г. в Московском объединенном музее-заповеднике открывается новая выставка «Русский женский костюм второй половины XVII в.».
В Передних сенях Хором царицы дворца царя Алексея Михайловича представлены реконструкции 18 предметов, оставлявших элементы костюмов знатной русской женщины XVII века, царицы или боярыни, выполненные реставраторами под руководством Натальи Павловны Синициной, художника-реставратора высшей квалификационной категории.
При реконструкции костюмов использованы материалы, аналогичные найденным при изучения некрополя русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля.
Также на выставке представлены предметы одежды, обувь и головные уборы из коллекций Государственного исторического музея и музея-заповедника «Московский Кремль», изображения русских женщин XVII-XVIII веков в традиционных нарядах, описание предметов костюмов, дошедшие до нас из архивных источников XVI-XVII веков.
Идеалом женской красоты, сложившейся в России XVII века, была женщина высокая, статная, и костюм зрительно создавал и подчеркивал этот величественный образ. Наряженные в великолепные одежды женщины вели себя подобающим образом, выступая величаво, разговаривая степенно и достойно: «Грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи».
Иностранные путешественники отмечали, что «…все благородные женщины носят по три одежды, а женщина, которая носит одну одежду, навлекает на себя дурную славу».
Одежда шилась из привозных заморских и дорогих русских тканей: сукна, бязи, объяри, тафты, камки, атласа, бархата. Форма одежды была свободная, с очень длинными рукавами, вышивалась золотом и украшалась жемчугами, кружевом, драгоценными камнями.
Очень важным украшением одежды служили воротники, которые назывались ожерельями. Они могли быть стоячими, украшенные золотным шитьем и жемчугом, и большими круглыми, из меха или дорогих тканей.
Головной убор замужней женщины состоял из нескольких предметов, последовательно надеваемых друг на друга: волосника, убруса, кики.
Домашний покоевый вариант состоял из волосника, под который убирали волосы, и убруса – длинной полосы белой ткани, укладываемой вокруг головы так, чтобы выступал околыш волосника. Когда женщины выходили в церковь или в гости, то надевали кику – главную часть головного убора замужней женщины. Она была крыта яркой тканью, нередко украшенной богатой вышивкой, разукрашена золотом, жемчугом и драгоценными камнями.
Зимой, выходя на улицу, надевали меховой головной убор – каптур, а руки прятали в меховую муфту. Во время парадных выходов (в церковь или к гостям) женщины и девицы держали в руках ширинку – платок из тонкой кисеи или богатой «виницейской» тафты, роскошно вышитый шелком, золотом и серебром.
На ноги надевали чулки и сапоги или башмаки. Чулки, которые получили большое распространение в XVII в., шили из шелковых материй с подкладкой из другой ткани или меха. Сапоги и башмаки отличались богатством отделки, яркостью цвета, шили их из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века – с высокими каблуками.
Выставка будет работать до 27 июля 2013 г.