"...С начала был сад... ...училище, Алая и Голубая розы, Москва и Париж, Крым и Кавказ, Армения и Прибалтика, революция и война, фонтаны и сюиты... Но сначала все-таки был сад... Рядом с домом - в Саратове, на краю Глебучева оврага, В Маханном овраге у деда, на склонах Соколовой горы... сад...
25 сентября 2012 года в 17.00 в филиале Радищевского музея, Доме Павла Кузнецова, состоится открытие выставки "Сады". Павел Кузнецов и Елена Бебутова. Живопись.
В последних числах сентября мы открываем выставку, тема которой для нас, сотрудников музея и друзей дома, важна едва ли не больше чем для самого художника. Половина музейной жизни проходит в саду: заборные выставки, ночи музеев, арт-беседки...там где раньше цвели и давали плоды поволжские сорта яблонь, где сегодня - распускается новый сад!
Картины, представленные на выставке, относятся к тридцатым годам. К особому периоду в творчестве художника. В предисловии к каталогу своей персональной выставки в 1940 году Кузнецов пишет - "...Выставленные мною картины есть плод пятилетней моей работы над самыми разнообразными моментами, увлекающими меня в окружающей жизни. От индустрии до портрета, от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая". Художник искренне (где-то даже по-детски) увлечен происходящими событиями и абсолютно убежден в необходимости их фиксировать. Так, летом 1934 года в один из приездов в Саратов, он пишет не заволжские степи а - строительство моста через Волгу. Тема в произведении приобретает первостепенное значение, живописная манера меняется и утрачивает цельность. Гармония и легкость не "уживаются" с "Плавкой чугуна". Зато, на первое место выходит цвет: интенсивный, смелый, пестрящий. Цвет, который художник выплеснул на многочисленные полотна посвященные садам, урожаю, и сбору яблок. Картина "Корзины с яблоками", написана в начале тридцатых годов. Корзины с горками яблок, наливных - всеми цветами и оттенками, солнечными бликами,с радостью собранные и добросовестно уложенные...И как тут не вспомнить про деда Иллариона, учившего маленького Павла "настоящей, деятельной, любви к природе". И как не вспомнить "краски детства"... Хотя, конкретности и документальности в полотнах гораздо больше, чем поэзии. "Рита" 1936 года: молодая труженица, присевшая отдохнуть - детально прописана, как и пейзаж на заднем плане с неказистыми постройками.
Из трех представленных на выставке работ выделяется полотно Елены Бебутовой, подхватившей тему "садоводства". "Сбор яблок" - работа 1932 года. Ироничная художница, "поиграв" с композицией и пропорциями, создала фэнтезийную реальность, изобразив яблоню – этаким деревом-миром, где, кажется, жители бесконечно собирают яблоки.
Два раза Кузнецов ездил в Мичуринск: "Проведя две весны в мичуринских садах и питомниках, я увидел замечательные и глубоко содержательные образы деревьев от основной "дикой китайки" до "бельфлера". Я стремился передать эти образы и тонкое весеннее ощущение цветения...".
Наталья Тараканова