Настоящий цикл статей продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея" и посвящен предстоящему году Германии в России и России в Германии.
Радищевский музей связывают с Германией множество нитей, и даже сама идея создания музея пришла Алексею Петровичу Боголюбову в Германии, в городе Дюссельдорфе, где он занимался живописью в мастерской Андреаса Ахенбаха.
Данная публикация посвящена человеку, которому, по словам Боголюбова, он обязан идеей создания музея.
В воспоминаниях Боголюбова мы читаем: "Живя в Дюссельдорфе, я был дружен с художником-пейзажистом Михелисом. Это был чудак человек. Все свои гроши он употреблял на старье, и его мастерская была настоящий музей. Он был чахоточный, женился, потерял жену и часто грустил. "Куда ты денешь весь этот хлам,- спрашиваю я его, - ведь это вся твоя жизнь, все твое богатство! – А вот куда. Умру, так это пойдет в родной город. Там нет ничего художественного, кроме старых башен. Одну из них я приглядел в смысле музея и завещаю, чтоб все там было установлено. Мысль Михелиса никогда меня не покидала, и ежели я основал Радищевский музей, то ему обязан".
Александр Михелис - живописец, график, литограф, родился в 1823 г. в Вестфалии, в небольшом городе Мюнстере. Двадцать лет он прожил в Дюссельдорфе, где с 1843 по 1850 учился в Академии, у пейзажиста Вильгельма Ширмера, затем работал в Дюссельдорфе самостоятельно. В 1859 году произошло их знакомство с Боголюбовым. С 1863 года до самой смерти в 1868 году преподавал в художественной школы в Веймаре.
Но мечта Александра Михелиса о создании музея так и осталась мечтой. Тесную связь со своим родным городом Мюнстером Михелис поддерживал всю жизнь, многое сделал для развития в нем художественной жизни. Однако никаких данных о создании музея, или о пожертвовании им своей коллекции Мюнстеру нет. Видимо, осуществить эту идею художнику помешала его ранняя смерть - в возрасте 45 лет, в самом расцвете своих творческих сил, Александр Михелис умер от туберкулеза. Художественный музей Вестфалии был открыт в Мюнстере только в 1908 году, спустя целых 23 года после открытия Радищевского музея в Саратове.
Особой страницей в жизни Михелиса была его деятельность в Веймаре в качестве преподавателя художественной школы по классу пейзажа. Художественная школа в Веймаре, которая тогда только делала свои первые шаги, сыграла важнейшую роль в развитии немецкой реалистической пейзажной живописи. Ее выпускниками стали мастера, составившие славу немецкой живописной школы XX века - Христиан Рольф, Макс Либерман и Макс Бекман. Михелис сыграл очень значимую роль в развитии Веймарской художественной школы. Для пейзажистов того времени главным считался выбор мотива, поэтому студенты летом, во время каникул ездили в Альпы, Пиренеи, Италию, или северные страны на этюды, где делали зарисовки с натуры, а зимой на этой основе писали картины. Окружающая природа родной земли не воспринималась ими как художественный мотив. Однако для многих учащихся веймарской школы - выходцев из среды крестьян и мелких бюргеров, такие поездки были слишком дороги. Александр Михелис, в отличие от большинства пейзажистов того времени, центром живописного творчества сделал природу родины. Он выезжал со своими учениками в ближайшие деревни, в долину Ильма, в леса Тюрингии, открыл Рейн для художников Веймара.
Михелис был представителем реалистического направления, но в его пейзажах часто присутствовал элемент романтической приподнятости, недосказанности и загадочности. Характерным примером может служить "Закат солнца в зимнем лесу", находящийся сейчас в постоянной экспозиции Художественного собрания Веймара. На картине изображен пасмурный зимний день, дорога в заснеженном лесу, у дороги - то ли домик лесничего, то ли избушка на окраине деревни, на обочине - одинокая фигурка, а в глубине, на втором плане солнечный луч, прорвавшийся сквозь облака, окрашивает мерцающим розовым светом лесную опушку, придавая пейзажу сказочность. На примере творчества Михелиса ученики видели, что любой, самый скромный и на первый взгляд непритязательный мотив может воплотиться в картину. Пейзаж, архитектура, жизнь и быт окрестных деревень впервые становились частью искусства, воспринимались как художественные мотивы.
И еще один важный импульс дал Александр Михелис развитию Веймарской художественной школы. Печатной графике в то время вообще уделялось мало внимания, к ней относились как к "искусству копирования и размножения", она не изучалась как отдельный предмет. Только благодаря Михелису она стала важной областью художественного образования в Веймарском училище.
Вся деятельность Александра Михелиса говорит о том, что его мечта о создании музея - это органическая часть его жизненной программы, направленной на художественное воспитание общества, прежде всего, молодежи. Вспомним, что для Алексея Боголюбова создание музея также было частью просветительской программы, направленной на "образовательное дело юношества" Ведь одним из условий передачи своей коллекции Саратову Боголюбов поставил создание рисовального училища при нем, которое было открыто по проекту и на средства А.П. Боголюбова только в 1897 году, уже после его смерти.
Наверное, встреча этих двух художников была случайностью. Но, к счастью, она произошла, и прекрасная идея Александра Михелиса была воплощена Алексеем Боголюбовым, его русским собратом по духу и по искусству, на саратовской земле.
Савицкая Татьяна Евгеньевна,
заведующий отделом зарубежного искусства Радищевского музея