29 апреля в 17.00 2011 года в Доме-музее Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, открывается выставка "Арт-ринг" произведений Андрея Ванина и Юрия Сурина.
Идея выставочного проекта "Арт-ринг" принадлежит известному саратовскому коллек-ционеру Игорю Аскасеву. Этот проект ставит своей целью – не столкнуть и противопоставить творчество художников, а пригласить зрителей к осмыслению и разговору.
На первой выставке – в одном экспозиционном пространстве встретились живописные произведения двух саратовских мастеров – Юрия Сурина и Андрея Ванина, каждый из которых является яркой художественной индивидуальностью, масштабным явлением в культурной жизни Саратова.
Искусство Юрия Сурина и Андрея Ванина находится в русле разных стилистических направлений, их образный мир, способ видения, отношение к плоскости кардинально отличаются. Но их творчество объединяет бескомпромиссность и душевная напряжённость, высокая живописная одарённость. В их произведениях – искренних и исповедальных, порой пронзительных и драматичных перед нами проходит история душевной жизни каждого из них.
Юрий Сурин....
Глубокий и самобытный мастер, которого уже нет с нами. Он принадлежал к поколению художников, пришедших в искусство в шестидесятые го-ды, когда стало возможно откровенно говорить о том, что тебя тревожит, что тебе близко и важно. Его волновала и интересовала жизнь во всех её проявлениях. ...Букет цветов на окне, золотая рыбка в аквариуме, коты, задумчиво сидящие на столах, важно гуляющие по улицам, грациозно лежащие.... Обычные, неброские предметы и мотивы превращаются в поэтические, красивые и тонкие образы. Через всё творчество художника проходит тема города. Город Юрия Сурина – преиму-щественно безмолвен и пустынен, лишь в некоторых работах встречаются одинокие фигурки людей. Как правило, его пейзажи - это не изображения конкретных, реальных домов или улиц, а обобщённые представления, передающие внутренние состояния автора, его чувство города и себя в нём.
Основным выразительным средством живописи мастера является цвет. Работы строятся то на сложном, тонко сгармонированном сочетании цветовых оттенков, то колорит становится более трагичным, насыщенным и экспрессивным. Говоря с нами о богатстве и красоте, сложности и неоднозначности мира, художник поднимается над натурой, отдавая предпочтение реализованным на холстах своим ощущениям, своим чувствам и мыслям.
Но в отличие от искусства Юрия Сурина, обращающегося к обыденным, реальным образам и преломляющего в своих произведениях "видимое", творчество Андрея Ванина закодиро-вано и многослойно. Образный мир, созданный Андреем – это мир, увиденный изнутри. Художник отказывается от изобразительности, вернее, от отражения реальности в её традиционном понимании. Смещая взгляд с поверхности предметов в их сокровенные глубины, он, смело "вторгается внутрь человека", в тайны его подсознания, претворяя своё видение предмета или явления в повышенно-экспрессивные, душевно-напряжённые знаковые конструкции.
Апеллируя к воображению и фантазии зрителя, Андрей Ванин использует язык художе-ственного иносказания. В основе его творческой концепции лежит идея, характерная для сим-волизма - существование за гранью видимых, реальных вещей – другой, настоящей действи-тельности, отражением которой и является наш мир.
Показывая "тайную", "скрытую", быть может, даже тёмную сторону человеческой души, художник создаёт образы – иррациональные и фантасмагоричные, нередко даже отталкивающие своей выразительностью. Как в сновидениях, они неторопливо перетекают друг в друга, плетут живописную ткань, объединяясь в ассоциативные видения внутреннего мира, представляющие зачастую калейдоскоп картин подсознания. Андрей Ванин – мастер глубокой, обжигающей индивидуальности, в творчестве которого заложена отважная свобода поиска. Все работы автора: будь то живописные произведения или арт-объекты, неизменно отличает безупречное, виртуозное качество исполнения. Принцип сделанности – одно из главных "положений" в творчестве художника. Андрей невероятно любовно и бережно относится к живописной поверхности, самым тщательнейшим образом работая с фактурой, с каждым сантиметром плоскости. Любое прикосновение кисти становится самодостаточным и красноречивым элементом изображения. Рассматривая композиции с определённого, не совсем близкого расстояния, зритель получает настоящее эстетическое удовольствие, наслаждаясь цветовой гаммой, драгоценностью фактуры, сделанностью произведений. Но, подойдя к ним вплотную и столкнувшись с их сложным, беспокоящим образным миром – он непроизвольно отступает, делая шаг назад. Затем, собравшись с мыслями, приближается ещё раз и уже остаётся надолго, погрузившись в себя и вступив во внутренний диалог с автором.
Данный проект предлагает нам, зрителям проделать необходимый – сложный, а возмож-но и долгий путь к Настоящей Встрече со своим художником.
Кто-то осмыслит и примет будоражащее, раздражающее, созданное кончиками нервов искусство Андрея Ванина. И эта состоявшаяся встреча будет очень ценна и важна, так как заставит, пусть и на миг, остановиться, задуматься, погрузиться в свой собственный внутренний мир – мир, где живут наши тайные мысли, комплексы и страхи, осмыслив которые, мы получаем редкую возможность объяснения и освобождения…
Для других станет более близким образный мир Юрия Сурина, и вибрации души будут настроены на диалог именно с этим автором…
Но, как мне кажется, самое ценное в этих встречах – через общение с искусством начать новое общение с самим собой, отыскав близкие или отдалённые, явные или тонкие созвучия своим размышлениям, эмоциям, обрадоваться или удивиться психологическим открытиям или ассоциативным совпадениям.
Елена Дорогина