4 марта в Мемориальном доме-музее С.Т.Аксакова состоится конференция, посвящённая 150-летию со дня отмены крепостного права. На выставке, «Образ народа в творчестве С.Т.Аксакова» будет представлен необычный экспонат – авторская кукла, изображающая знаменитую крепостную господ Аксаковых, ключницу Пелагею, с чьим именем связана история создания сказки «Аленький цветочек»
Кукла "Ключница Пелагея" известной в Уфе художницы Елены Оскотской пополнила фонды музея Алоцвет: alocvet.narod.ru/. Презентация нового экспоната прошла в 29 библиотеке, руководимой Галиной Якиной. Здесь постоянно устраиваются интересные встречи. Участвовавшие в акции мастерицы студии художественного текстиля "Кускар" поздравили с творческой удачей подругу.
Правда, они не сразу узнали легендарную сказочницу - её привыкли представлять согбенной старушкой, занятой рукоделием. Но у Аксакова сказано, что была она "здоровой, свежей и дородной". Именно такой изобразил её художник Николай Куприянов (alocvet.narod.ru/lib/al/al1.htm). Его рисунок и послужил основой для создания куклы.
Вызвало споры и то, что сказочница представлена босой.
- Лапоточки бы ей! - говорили многие.
Но искусствовед Светлана Соболевская, руководитель музея Алоцвет, сказала, что такое решение исторически оправдано: про красавиц 18 века говорили, что крестьянки обычно ходят на босу ногу, а дворянки - на босу грудь (то есть в декольте).
Символичны и атрибуты в руках Пелагеи – Аленький цветочек (он похож на знаменитый астраханский лотос) и яблоко. Художница рассказала, что они символизируют скипетр и державу Волшебного царства. Платье и головной убор куклы «подсмотрены» на одном из портретов крепостной актрисы, которой доводилось представлять и крестьянок, и цариц.
Известная своей мегаэрудицией краевед Анна Маслова уточнила, что звали легендарную сказочницу ПелагИя. Возник спор, на свет явились разные издания сказки "Аленький цветочек".
Действительно, авторское написание в сказке иное: ПАЛАГЕЯ. Но в "Воспоминаниях" Аксакова, где у персонажей сохранены реальные имена, её звали Пелагея. С этим именем она и вошла в многочисленные переиздания сказки.
Искусствовед Светлана Соболевская рассказала историю сказок-ровесниц Эпохи Просвящения в России. Это «Аленький цветочек» и «Царевич Хлор». Первая получила широкую известность, регулярно переиздаётся. Спектакли по мотивам сказки идут во многих театрах страны. Совсем недавно, 22 января в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина состоялся юбилейный, 4000 спектакль «Аленького цветочка», премьера которого прошла в декабре 1950-го года. На юбилейном вечере театру был вручён диплом о занесении спектакля в Книгу рекордов России.
Сказку «Царевич Хлор» сочинила сама Императрица Екатерина Вторая в 1771 году. Её герой, маленький царевич, совершил большое путешествие за чудо-цветком – «розой без шипов, что не колется», символом добродетели. Прообразом сказочной Царицы-Фелицы стала сама Екатерина. Известность Фелица получила не только благодаря сказке, но и одноимённой оде Г.Р.Державина, воспевшего добродетели Императрицы, в том числе и умение сказывать сказки.
Музей Алоцвет заботится о популяризации обеих сказок. Недавно художник Николай Куприянов представил новый вариант репродукций к сказке «Царевич Хлор».
Есть там и сюжеты, посвящённые пребыванию героев в крестьянской семье, живущей в радости и довольстве благодаря трудам своим праведным.