НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Завершается восстановление картины "Коронация Павла I и Марии Фёдоровны"

c 25 ноября 2009 по 31 декабря 2010Саратовская область
Мартин Фердинанд Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны. 1799
Н.В. Якунина. Реставраторы за работой. 2009. Радищевский музей
Мартин Фердинанд Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны. 1799. Фрагмент
Мартин Фердинанд Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны. 1799. Фрагмент. Радищевский музей
В октябре – декабре 2009 года в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева идет сложная реставрационная работа. Завершается восстановление картины Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны».

В конце XVIII-начале XIX веков Квадаль был одним из самых востребованных художников Европы. Уроженец Моравии, выпускник Венской и Парижской Академий изящных искусств, он писал императорские портреты, в том числе и огромные коронационные композиции. Его полотно, посвященное коронации Павла I – единственное произведение подобного рода, находящееся в России. Реставрация полотна размером 333х307 – процесс долгий и трудоемкий. Реставрация картины продолжается с 2000 года. Проект осуществляется Министерством культуры РФ, Саратовским государственным художественным музеем имени А. Н. Радищева и объединением «Артстудия», которая привлекает реставраторов для выполнения наиболее сложных и престижных реставрационных проектов. Реставрация осуществляется Кленовой Ольгой Юрьевной, ведущим художником-реставратором высшей категории Русского музея, и Татьяной Борисовной Серовой, художником-реставратором первой категории Русского музея.

По словам Ольги Юрьевны Кленовой, возращение произведению Квадаля его первоначального облика включает весь комплекс реставрационных мер, а именно: укрепление холста, грунта, красочного слоя, кракелюр, выравнивание поверхности красочного слоя холста. Все предпринятые меры служат одной единственной цели – спасение картины от полного разрушения. Реставрация началась, как сообщает Ольга Юрьевна, с дублирования холста на новый холст. Дело в том, что на тыльной стороне холста было 32 пластыря, что указывает на тот факт, что имело место быть 32 прорыва основы.

Следствием этого стали утраты красочного слоя на разломах, а также вдоль всех краев по периметру картины. В течение пребывания картин в частном собрании и музее эти дефекты были затонированы предыдущими поколениями. «Выполнено это было, - говорит Ольга Юрьевна, - в достаточно свободной манере с большими заходами на авторскую живопись. Поэтому тонировки сильно отличались в тоне».

Последовательное исследование поверхности живописи в ультрафиолете выявило наличие широких новых прописок и поновления целых фрагментов живописи. На момент ее поступления на реставрацию она была очень темной из-за поноволений и темного лака. Реставрационная работ началась с ликвидации прорыва, в результате чего была создана идеальная поверхность для восстановления живописи. В лакуны утраченного красочного слоя был заложен грунт. Был удален лак и поздние записи красочного слоя.

Здесь следует отметить следующий факт. В разные эпохи художники пользовались разными красками – они имели разный химический состав. Квадаль пользовался киноварью – красной краской на ртутной основе. Более поздние подрисовки сделаны красным цветом на кадмии – более жестком по цвету. Авторский холст сшит из трех полотен. И работа с ним происходит то с лицевой, то с тыльной стороны. Холст растягивали на полях, чтобы на него лучше легла краска. Тот же прием используется и для устранения кракелюра – когда краска трескается, красочный слой поднимается, то холст следует растянуть.

Конечная цель реставраторов – вернуть картине ее первоначальный вид. Сейчас нет киновари – из-за ртутной основы она запрещена к производству, но существуют краски, близкие ей по оттенку. В результате всей проделанной работы картине Квадаля возвращен ее первоначальный вид. Заиграл красным ковер, наполнилось удивительным, сверкающе-жемчужным цветом платье Марии Федоровны.

Тут Ольга Федоровна рассказала некий секрет, известный только профессиональным художникам и реставраторам. Серебристые переливы платья коронующейся императрицы были достигнуты через использование зеленого цвета.

Каждый учитель, обучающий ученика академическим приемам живописи, учит его обходиться пятью цветами и говорит: «Если пишешь небо, никогда не бери голубой цвет, а если пишешь дерево – зеленый». На полотнах зеленый достигается смешением черной и желтой красок с охрой, а голубой - смешением белил, черного и умбры. Такой сложный голубой цвет мерцает в картине в одеждах святых на стенах храма, где происходит коронация.

Ольга Юрьевна Кленова считает реставрацию Квадаля одной из своих профессиональных удач, потому что работа сочетает в себе разные жанры. Да, это многофигурная композиция, но одновременно и ряд миниатюр, ведь фактически каждый персонаж - миниатюра, и одновременно портрет. Поэтому для восстановления всех фигур картины необходимо знания приемов реставрации как миниатюрной, так и портретной живописи.

И последнее. Реставраторы, работающие с «Коронацией» Квадаля убеждены, что для удачного возвращения работы ее первоначального яркого и торжественного облика мало только профессионализма. Работу надо полюбить, пожалеть, ведь она понесла столько утрат. И только тогда, только в этом случае реставрация удастся. «Картина любит свет, - заканчивает свой рассказ Ольга Юрьевна. Ей нужно фронтальное освещение».

Реставрационный работы планируются закончиться к 10 декабря. А пока… Пока две удивительно одаренные женщины, разбирающиеся в живописи, истории искусства, химии, составе красок, радуются, что картина благодарно откликнулась на реставрацию, не оказывает сопротивления при растяжках и устранении кракелюр.

Надежда Гришина

www.museum.ru/N38418
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 23.06.2017  x    ?  


Альбин Бруновски и его ученики. Словацкая школа графики XX века

«Живопись старых мастеров: загадки и открытия» в Приморской государственной картинной галерее

Дни Картинной галереи на Морском вокзале

“Ромашковый фестиваль” в Петербургском музее кукол

Выставка «Семья – душа России» в музее-заповеднике "Царицыно"

«Комментарий к старинной гравюре». Графика XVIII века на выставке в Омске

Выставка Александры Якуничевой "Город контрастов" в Петербургском музее кукол

Пейзажи старой Москвы. Акварели из собрания Исторического музея. К 870-летию Москвы

Выставка «Синема Ойл» открывает новый видео-цикл

Великая Отечественная война в фотографиях в Музее хрусталя им. Мальцовых

Выставка "Глаз: эволюция сложного органа" в Дарвиновском музее

Литературный вечер памяти М.А.Шолохова в университете Сока (Япония)

Выставка "Мелодия души" во Дворце конгрессов

XXVIII Международный фестиваль "Праздник Дома"

Провинциальный салон к Дню памяти и скорби в музее-усадьбе Н.Г.Чернышевского, г.Саратов

Выставка «Мозаика эпопеи» в Калининградском историко-художественном музее

Отреставрированная картина «Обращение Савла» Веронезе вернулась в экспозицию

В рамках проекта "Штурм Зимнего". Открытие выставки "Два министерства и Революция"

Традиции гостеприимства в подмосковных усадьбах

К 110-летию со дня основания Дарвиновского музея. Выставка "Десять лет второго века"

Фотовыставка «Спящие в Сен-Дени» в Калининградском историко-художественном музее

Театрализованное дефиле «Готика: новые смыслы». Проект «Ассоциации» в Царском Селе

XXXVI Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове

Выставка «Сезон летающих рыб». Современная тайваньская новогодняя графика

Ко Дню рождения Анны Ахматовой

Открытие покоев фрейлины Воронцовой в Большом Меншиковском дворце

Братья Гроот: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе

Выставка "Пабло Пикассо. Игра в искушение" в Кисловодском музее "Крепость"

В Таганроге представлен проект музейной экспозиции «Дон в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru