17 ноября 2008 года, в день 130-летия со дня рождения Павла Кузнецова в Доме-музее Павла Кузнецова, филиале Радищевского музея, открылась выставка «Вокруг меня летали чайки», представляющая малоизвестный период творчества художника. В экспозиции – более 60-ти работ мастера из коллекции музея, которые впервые можно увидеть зрителям, что подтверждает уникальность выставки.
Широко известен Кузнецов - создатель мира Средней Азии и степного Заволжья, вдохновленный степью и пустыней, ритмом жизни кочевых народов, замкнутых на мотивах ежедневного труда и быта, рождении и смерти. Эти работы достаточно постоянны по образной системе, по раз и навсегда выбранному мотиву. Они составили славу Кузнецову как художнику-символисту, когда структура образа соотносится не столько с реальностью, сколько с особой, творимой мастером действительности.
В 1950-е годы семидесятилетний художник каждое лето живет на Рижском взморье. В это время он пишет огромное количество этюдов, представляющих виды балтийского побережья.
Выставка как бы представляет изменения, в сознании художника - перед нами совсем иная тематика, иная образная структура произведений. Можно сказать, что все представленные на выставке работы (а их около шестидесяти) носят этюдный характер, непосредственность первого впечатления и умения донести его до зрителя.
Картины носят сходные, повторяющиеся от работы к работе названия – «Дзинтари», «Паланга», «Море» и т. д. Сходны и их мотивы. Это море, сосны, вертикально прорезающие пространство полотна, чайки, песок. Или солнечная дорожка, бегущая по морской глади и делящая море пополам. Прежние принципы творчества Кузнецова в этих полотнах сохраняются. Они проявляются в повторяемости мотивов, в особом ритме, объединяющем эти небольшие по размеры произведения.
Чем же создается этот ритм? Во-первых, постоянством цвета. Густая, светлая зелень сосен рассеченных красным стволом, яркая синева неба, серожелтый песок и часто, такое же чуть охристое море.
Во-вторых, при всей этюдности каждого отдельного произведения, где мастер стремится передать одномоментно схваченное настроение какого-то одного образа – будь то чайки, сидящие вдоль отмели или сосны, каждый из этюдов по композиционной завершенности производит впечатление законченной картины. Ритмические и композиционные правила художника в этом плане остаются неизменными. А повторяемость и неизменность образов и композиционного строя во многих картинах выставочного пространства создает определенное символическое звучание. Море, как стихия, неподвластная человеку, пронизанное солнцем – это начало всех начал, воплощение всемогущества, сосна как олицетворение долголетия и вечности, - все это вместе, переходя из этюда в этюд, получает определенное осознанно символическое звучание вневременности и неизменности природы, поколебать которую не могут ни купающиеся люди, ни птицы. Что же касается чаек, то чайка это символ тоски и одиночества. Может быть, через этот образ в произведениях Кузнецова отразилось его сиюминутное переживание?
Море в творчестве зрелого мастера оказывается столь же символичным как степь. Это стихия, вечная и неизменная, открытая для первооснов жизни. Архетипическое, символическое мышление художника в «рижском» цикле находит отражение и в колорите, где зеленый цвет жизни, плодородия, природы, радости сочетается с синим, олицетворяющим глубину, высоту и постоянство, с красным как цветом любви и огня.
Отсюда – особая, лишь Кузнецову присущая спокойная созерцательность его пейзажей и чувство гармонии, которому художник не изменял никогда на протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни.
Выставка продолжит свою работу до 20 декабря 2008 года.
Надежда Гришина
Фоторепортаж выставки и других юбилейных событий: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=801&id_header=118