В последний день весны в Михайловском замке выбирали принцессу. Строгому жюри предстояло определить победительницу третьего, финального тура конкурса "Русская принцесса" - совместного проекта Государственного Русского музея и Правительства Ленинградской области.
Выбирали принцессу: четырехкратный обладатель "Хрустальный совы", магистр игры "Что? Где? Когда? Александр Друзь, балерина, народная артистка СССР, профессор Санкт-Петербургской консерватории Габриэлла Комлева, народная артистка России, актриса знаменитого БДТ Светлана Крючкова, профессор филологии СПб университета, член Союза писателей Михаил Отрадин, профессор, преподаватель Высшей школы экономики, директор программы развития социальных исследований в России Даниил Александров, профессор, советник ректора ГОУ СПб МАПО (Клинический институт Великой княгини Елены Павловны) Владислав Михайлович и заведующий отделом живописи XVIII- первой четверти XIX века Русского музея Григорий Голдовский.
Конкурс "Русская принцесса" был задуман как альтернатива многочисленным ныне конкурсам красоты. И посвящен он быль 200-летию со дня рождения Великой княгини Елены Павловны, прославившейся среди современников не только красотой, но и умом. Импульсом к его учреждению стал Проект национального образования, выдвинутый правительством России. А главным призом для его участниц, девушек-старшеклассниц, стала возможность внеконкурсного поступления в гуманитарный ВУЗ.
В финале состязались 10 девушек, выдержавшие испытания двух предыдущих туров. Всего же первоначально в конкурсе принимали участие 100 девушек. Участницы конкурса прошли специальную подготовку. Их обучали сценической речи и сценическому движению, этикету. Они изучали историю и культуру XIX столетия и искусство современное. Ведь на пути к венку победительницы (да, да именно венку, заменившему здесь традиционную диадему конкурсов красоты) будущая принцесса должна была продемонстрировать свое соответствие предложенному идеалу, образу Елены Павловны - не просто изысканной, но и одной из самых образованных женщин своего времени.
Следовательно, современная принцесса, по мнению организаторов конкурса, должна: разбираться в искусстве, литературе, музыке; знать историю; уметь танцевать декламировать; владеть иностранными языками, компьютером (прогресс коррективы в выработанную за столетия традиционную образовательную программу титулованных особ); иметь навыки оказания медицинской помощи, владеть литературным слогом, фантазировать. Так, что быть принцессой не удовольствие, а тяжелый труд и постоянное самосовершенствование.
Пройдя через испытания, продемонстрировав навыки владения указанными дисциплинами, конкурсантки замерли в ожидании результата. Пока компетентное жюри совещалось, а финалистки переживали минуты томительного ожидания, зрители выбирали свою принцессу. Процесс голосования, к слову, был обставлен весьма эффектно. Студентки Художественно-промышленной академии им. Мухиной создали портреты финалисток (и художница, создавшая портрет победительницы также получила приз). У каждого портрета установили вазу. Побеждала та девушка в вазе которой окажется наибольшее количество роз. Последние раздавали зрителям обаятельные личности в плутовских масках венецианского карнавала. В итоге приз зрительских симпатий достался Евгении Колесниковой.
"Хрустальную туфельку", символ конкурса, и венок принцессы получила Александра Трушникова из города Всеволожск. Вице-принцессами стали: Лилия Батршина из Приозерска и Олеся Малиновская из Кингисеппа. Сюрпризом вечера стала церемония награждения: венок на голову победительнице надела княжна Екатерина Голицына пра-правнучка Елены Павловны.
После церемонии юных принцесс, как и полагается, ожидали кареты (в тыквы, к счастью, не превратившиеся). В элегантных конных экипажах им предстояло совершить прогулку по окутанному романтическим сумраком белой ночи Петербургу. А перед этим в небо факелом взмыли воздушные шары, несущие герб конкурса и имя победительницы.