С 26 сентября по 1 октября 2005 года на базе Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Саратовского областного музея краеведения и других музеев области под эгидой кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма прошла XVI Всероссийская научно-практическая конференция Творческой лаборатории "Музейная педагогика" "Музей и его аудитория: маркетинговые стратегии".
Конференция вызвала живой интерес у сотрудников музеев и организаций, которые работают с музеями, и собрала более 150 участников и около 100 докладчиков из России и зарубежья. На "круглых столах" проходили обсуждения проблем использования традиционных и инновационных музейно-педагогических, информационных технологий в формировании имиджа музея как престижного культурно-образовательного центра - общей для всех российских музеев. Особенно часто на обсуждениях высказывали разносторонние мнения о докладах В.А. Гуружапова ("Индивидуальные образовательные траектории в художественном музее"), Ю.А. Гуральника ("Музей в восприятии современного посетителя"), В. Штеблера ("Музей и туризм на примере Баварии"). Также внимание участников привлекли доклады и мастер-классы, посвящённые реальному опыту в области выработки маркетинговых стратегий, созданию новых форм работы с аудиторией, привлечению в музей дополнительных инвестиций: в Радищевском музее, музее - заповеднике "Кижи", Красноярском краевом краеведческом музее, Государственном Дарвиновском музее, Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее заповеднике "Царицыно", Энгельсском музее Льва Кассиля, Саратовском областном музее краеведения и других.
Острую дискуссию вызвала секция "Информационные технологии в маркетинговой стратегии музея". Риторический для музейных сотрудников вопрос о преимуществах и недостатках информационных технологий в музее, обсуждался более часа. В результате, подводя итог дискуссии, все участники пришли к общему мнению, что процесс внедрения информационных технологий в музейную деятельность идёт быстрыми темпами, что он необратим и несёт массу перспектив, несмотря на наше личное отношение к этому.
Доказательством тому стала виртуальная конференция с одноимённым названием, которая проходила на Всероссийском образовательном портале "Auditorium.ru" с 26 сентября по 31 декабря 2005 года.
Закрытию и итогам виртуальной конференции, собственно, и посвящён наш нынешний материал.
На портале "Auditorium.ru" было опубликовано 44 доклада, которые участники конференции предоставили её организаторам.
Актуальность такого интернет-сотрудничества, на наш взгляд, состоит в том, что портал предоставляет статистику посещений каждого доклада и позволяет провести анализ интересов виртуальных посетителей. И, несмотря на то, что конференция официально закрывается на портале, она продолжает "жить" в сети, и с ней можно работать. Это может поспособствовать развитию новых форм деятельности, личных контактов по интересам, участию в интернет-форумах, проведению других конференций.
Поведём итоги посещаемости конференции на 29.01.06.
Посещаемость секции "Музейный маркетинг - актуальная проблема музейного дела" - 20 докладов, 4008 просмотров.
Лидер - доклад Д.В. Загоскина "Музейный продукт как ключевая проблема менеджмента. Мысли по итогам российско-германской проектной мастерской по музейному делу" - 412 просмотров. Особое внимание интернет-пользоватлей привлекли доклады, посвящённые: маркетингу, туризму, реальным музейным проектам.
Посещаемость секции "Музейно-педагогическая деятельность и маркетинговая политика музея" - 20 докладов, 3718 просмотров.
Лидер - доклад Т.Б. Царёвой. "Социокультурный проект как фактор развития музея" - 290 просмотра. Популярностью в этой секции пользовались доклады, где были представлены программы работы музеев с аудиторией.
Посещаемость секции "Информационные технологии в маркетинговой стратегии музея" - 6 докладов, 1491 просмотров.
Лидер - доклад А.Б. Лагутина "Нужен ли современному российскому музею Интернет-сайт?" - 322 просмотра. Внимание интернет-аудитории опять же привлекли доклады о музейных проектах с использованием информационных технологий.
В секции "Современные технологии привлечения современной аудитории", к сожалению, доклады не представлены, хотя выступлений на реальной конференции по этой проблеме было немало.
Стоит отметить, что количество посещений в каждой секции меняется. И спустя неделю, итог уже может быть совсем другим.
Итого, виртуальную конференцию за 3 месяца посетило 9217 человек.
Организаторы конференции ещё раз благодарят всех, кто принял в ней участие, кто предоставил свои материалы для конференции виртуальной, кто поддержал её, а также благодарят портал "Auditorium.ru" за сотрудничество с Радищевским музеем и за интересную информацию... к размышлению.
Шпак Мария, зав. отделом по развитию