НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Архитектор Александр Никольский. К 140-летию со дня рождения" в Петропавловской крепости

c 17 мая по 31 августаСанкт-Петербург
Портрет архитектора А.С. Никольского. 1940. Фотография. ГМИ СПб
А.С. Никольский. Проект стадиона им. С.М. Кирова на Крестовском острове. Аксонометрия генплана. 1941. Бумага, карандаш графитный
А.С. Никольский. Галерея. Рисунок к проекту стадиона им. С.М. Кирова на Крестовском острове. 1932-1947. Бумага, карандаш. ГМИ СПб
А.С. Никольский. Пожар Бадаевских складов. 1941. Бумага, карандаш. ГМИ СПб
А.С. Никольский . Эрмитаж. Бомбоужежище. 1941. Бумага, карандаш. ГМИ СПб
17 мая 2024 года в 14.00 в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости состоится открытие выставки "Архитектор Александр Никольский. К 140-летию со дня рождения". В экспозиции будут представлены архитектурные чертежи, рисунки, фотографии, документы, макеты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также из коллекций Российской национальной библиотеки, Музея Академии художеств, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Выставка рассказывает об этапах творческого пути выдающегося российского архитектора, художника, теоретика архитектуры, профессора Александра Сергеевича Никольского (1884-1953).

Александр Сергеевич Никольский родился 1 апреля 1884 года в Саратове в семье земского врача. Двенадцатилетним мальчиком поступил в Третье реальное училище Петербурга. С 1902 по 1912 год обучался Институте гражданских инженеров (ИГИ). Затем работал ассистентом директора института архитектора В. А. Косякова.

С первых лет советской власти активно включился в архитектурную жизнь города. Работал над проектами инфраструктурных объектов в области железнодорожного строительства, участвовал в архитектурных конкурсах. Стремление зодчего к обновлению архитектурного языка, желание уйти от подражательности в архитектуре было созвучно веяниям времени.

В 1923 году, будучи преподавателем ИГИ, Никольский организовал архитектурную творческую мастерскую, в состав которой вошли его ученики и студенты. Интерес к идеям зарождавшегося архитектурного авангарда сблизил членов мастерской Никольского с движением конструктивистов - с Обществом современных архитекторов (ОСА). В 1926 году Никольский и члены его мастерской были приняты в ОСА. Никольский установил тесные связи с художниками-супрематистами во главе К. С. Малевичем, являвшимся членом ОСА. В 1926-1930 годах формируется оригинальная творческая школа архитектора, сегодня называемая исследователями "супрематическим конструктивизмом", а сам мастер становится общепризнанным лидером ленинградского архитектурного авангарда. Многое из созданного в этот период осталось на бумаге. До нашего времени дошло два жилых массива для рабочих Нарвской заставы на Тракторной улице (Крыловский участок) и улице Белоусова (Серафимовский участок). Новаторские конструктивистские идеи Никольского, звучащие в этих работах весьма приглушенно, получают яркое развитие в реализованных проектах Школы им. 10-летия Октября (1925-1927) на пр. Стачек и школы в Лесном (1928-1930), бань: "Гигант" на Ушаковской улице (ул. Зои Космодемьянской, 1928-1930) и Круглой бани в Лесном (пл. Мужества, 1927-1930). Из трёх стадионов, спроектированных и построенных в конце 1920-начале 1930 годов, имевших ярко выраженное авангардистское звучание, сохранился лишь один - "Красный химик" (или "Красный треугольник", 1929-1932).

В 1930 году Никольский возглавил архитектурное бюро, специально созданное для проектирования физкультурных и спортивных сооружений при Ленинградском областном совете профессиональных союзов (ЛОСПС). В 1932 году перед бюро была поставлена грандиозная задача - создание на Крестовском острове стадиона на 100 тыс. мест с примыкающим к нему парком отдыха. Этот проект стал любимым детищем Никольского, с которым он не расставался до конца жизни.

Строительство стадиона началось в середине 1930-х годов и было завершено в 1950 году. В 1951 году постройка была отмечена Сталинской премией I степени. Однако до полной реализации проекта дело не дошло. Завершающая композицию стадиона ажурная галерея, а также пятидесятиметровая башня, расположенная на верхней террасе напротив центральной аллеи, так и остались на бумаге. Проект парка, в мельчайших деталях разработанный Никольским, также не был осуществлен. В 2006 году стадион был лишен статуса памятника архитектуры федерального значения и был демонтирован. В 2016 году на его месте возведена "Газпром Арена".

Свой след в судьбе архитектора оставила Великая Отечественная война и блокада Ленинграда. Он остался в осажденном городе, жил в подвалах Эрмитажа и рисовал все, что видел. 8 февраля 1942 года отправился в эвакуацию в Ярославскую область. Здесь Никольский оформил свои дневниковые записи и рисунки блокадного времени в уникальную рукописную книгу, названную "Памжа. Ленинград в дни осады".

Никольский являлся действительным членом Академии архитектуры СССР (с 1939), председателем правления Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР (1948-1953). Был почетным членом-корреспондентом Королевского института британских архитекторов.

Значительное место в жизни Никольского занимала педагогическая деятельность. Он преподавал в Институте гражданских инженеров (ныне ГАСУ) и Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина.

Выставка в Петропавловской крепости представляет работы Никольского разных лет. Здесь демонстрируются учебные и ранние самостоятельные работы архитектора 1900 - начала 1920-х годов: проекты церквей, железнодорожной станции, конюшни, хлебопекарни и других утилитарных зданий, в которых прослеживается увлечение формами русского деревянного зодчества.

Период с 1926 по 1932 год - время наивысшего творческого взлёта Никольского - представлен в экспозиции целым рядом экспериментальных, конкурсных и заказных работ архитектора и его мастерской. Среди них выполненные в духе конструктивизма проекты стадионов "Красный спортивный интернационал" (1928, совместно с К.И. Кашиным-Линде, Л.М. Хидекелем) и "Красный путиловец" (1929, совместно с К.И. Кашиным-Линде, Я.Я. Кетчером), круглой бани в Лесном (1927, совместно с В.М. Гальпериным, Н.Ф. Демковым, А.В. Крестиным), жилого квартала на Тракторной улице (1925-1927, совместно с А.И. Гегелло, Г.А. Симоновым). Особого внимания заслуживают макеты спроектированных Никольским различных сооружений второй половины 1920-х годов: Петроградской и Некрасовской АТС, модели типовой школы и здания Центросоюза на ул. Кирова в Москве, комплекса зданий "В.К.И." (все - не реализованы).

Отдельный раздел экспозиции посвящен работе Никольского над проектом Стадиона им. С.М. Кирова на Крестовском острове и прилегающего к нему парка. На выставке можно увидеть, как осуществленные, так и нереализованные проекты стадиона, среди последних проекты ажурной галереи и 50-метровой башни, проекты планировки парка, парковых павильонов, внутрипаркового транспорта - "полуметро" и рисунки оригинальных ландшафтных композиций.

Дополняют этот раздел работы ленинградских художников Б.Н. Ермолаева, В.А. Сулимо-Самуйлло, М.П. Бобышова, А.С. Пастернака и рисунки самого Никольского, запечатлевшие стадион на Крестовском острове.

В 1930-е годы помимо архитектурной деятельности Никольский создает иллюстрации к детским книжкам "Глупый грязный Дритятя", "Конек-горбунок", "Веселая Двухголовка". Часть этих рисунков представлена в экспозиции.

На выставке демонстрируются уникальные экспонаты времен Великой Отечественной войны. Это рукопись А.С. Никольского "Памжа. Ленинград в дни осады" (19142) с дневниковыми записями архитектора блокадных лет и с зарисовками, сделанными на улицах Ленинграда осенью-зимой 1941 года. Познакомиться с полным текстом рукописи на выставке можно с помощью мультимедийной программы. Также в экспозиции демонстрируются линогравюры с сельскими пейзажами, выполненные зодчим в эвакуации в 1942-1945 годах.

В послевоенные годы художник участвует в ряде архитектурных конкурсов. На выставке демонстрируются конкурсные проекты Никольского второй половины 1940-х годов: проект Стадиона им. В.И. Ленина в Ленинграде (1945, при участии К.И. Кашина-Линде, В.Д. Кирхоглани, В.В. Степанова) и проект станция ленинградского метрополитена "Балтийская" (1947).

Выставка работает с 17 мая по 31 августа 2024 года

www.museum.ru/N84874
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Адрес:город Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3
Проезд:Ст. м. "Горьковская", "Спортивная"
Телефоны:(812) 498-05-11, 230-64-31
сайт:spbmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.05.2024  x    ?  


Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны. Выставка из цикла "Сага о Романовых"

К Международному дню русского языка. Выставка Государственного музея Л.Н. Толстого в Новой Зеландии

"Гениальный дилетант". К 220-летию со дня рождения М.И. Глинки

К 135-летию Анны Ахматовой. Выставка «Анна Ахматова. Подлинность судьбы»

«Сиреневый день» в Царском Селе

Выставка «Искусство других. Нонконформизм в СССР» в Новом музее Аслана Чехоева

Красавицы и воины. Тиканобу

Русский музей отметит 320-летие Летнего сада новым ежегодным праздником

Выставка "Пройдемте в сад, я покажу Вас розам!"

Гугун. Снятие печатей. Современное искусство КНР из коллекции Александра Чистякова

Выставка "Музыкальная Коломна"

Открытие фестиваля «Прогулки по Коломне» в Музее-квартире А.А. Блока

Выставка Надежды Шкандрий «Образы Коломны» в Музее-квартире А.А. Блока

Окончание реставрации Верхнего сада в музее-заповеднике «Петергоф»

Картина Антиведуто Граматика «Христос и грешница» на выставке в Пушкинском музее

Евгений Моисеев. "Времена года". Живопись

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею»

Александр Иванов - рисовальщик, вдохновлённый классикой

Первая выставка Филиала Третьяковской галереи в Самаре "На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве"

Выставка керамики «Валентина Кузнецова и ученики» во внутреннем дворике Российской академии художеств

Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган

Межсекционная выставка "На бумаге" в выставочном зале Московского Союза художников

Выставка «Во что играли наши предки»

ГМИИ им. А.С. Пушкина и Европейский университет запускают совместный цикл лекций

Выставка "Приключения барона Мюнхгаузена в России"

Цвет и движение: печатная графика Веры Матюх

Реликвии из семейной коллекции разведчика Лукина представят в Музее Победы

Проект «Искусство жить дома» в Нижегородском музее-заповеднике

День эколога в Дарвиновском музее

Пушкинский музей открывает летний сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга

Наше отражение. Выставка гротеск-живописи Марины Окунёвой в Дарвиновском музее

Из «Христологического цикла». Образ Спасителя в произведениях изобразительного искусства

Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров. Выставка в галерее Artstory

Легенда. Леонид Богданов


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru