НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Новый опыт музейных реконструкций

15 апреля 2005Москва
Выступление дирекотра ГИМ Шкурко А. И.
Итоги Международной научно-практической конференции в Государственном Историческом музее.

Желание человека узнавать о прошлом все больше и больше, а также овеществлять, визуализировать информацию настолько велико, что историк, как правило, не имеющий возможности собрать исчерпывающую источниковую базу для реконструкции прошлого, все же решается на его воссоздание по сведениям, имеющимся в его распоряжении. Но вот главный вопрос: каково допустимое соотношение данных о реконструируемом объекте, обнаруженных в остатках (источниках) прошлого и использованных в реконструкции по аналогии с похожими явлениями, событиями или предметами?

Не случайно именно под крышей ГИМ, национального музея России, известного беспрецедентным проектом создания экспозиции истории России с древнейших времен, собрались ученые из 50 музеев, чтобы обсудить проблемы реконструкций. Л.И. Скрипкиной, зав. Научно-методическим отделом ГИМ и куратором конференции "Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев" удалось привлечь к участию 131 представителя музеев, университетов, вузов, академических институтов и других учреждений. Среди них директора музеев, ведущие специалисты, научные сотрудники из Германии, Венгрии, Беларуси, Казахстана, Украины, республик Российской Федерации (Бурятии, Ингушетии, Татарстана, Хабаровского края, Карелии) и 15 областей России, а также столичных городов - Москвы и Санкт-Петербурга.

Старт конференции был дан 29 марта вступительным словом директора музея, А.И. Шкурко. Он отметил, что при всей возможной широте трактовки понятия "реконструкция", главным является то, что реконструкция - это восстановление облика по остаткам. Наиболее важным на сегодняшний день, подчеркнул он, является практика музейных реконструкций. Это определило содержание конференции. Докладчики в течение трех дней (29-31 марта) демонстрировали свой опыт, представив в 41 докладе все богатство и многообразие реконструкций от музейного предмета до историко-культурной среды музеев-заповедников и археологических комплексов.

С интересом участники конференции выслушали выступления Федерального архитектора-координатора по музеям-заповедникам Минкультуры России В.Ю. Кесслера, руководителя Центра экологических проблем сохранения наследия и экспертизы региональных программ и проектов Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Г.А. Зайцевой, члена-корреспондента Академии архитектурного наследия, руководителя архитектурной мастерской В.А. Гаврилова о музейном проектировании и перспективном планировании музеев.

Потребность отойти от теоретических споров, взглянуть на то, что уже сделано, отбросив методологическую зашоренность, определило и структуру конференции, в ходе которой были проведены три экскурсии по новой экспозиции, и практикум в филиале ГИМ "Палаты в Зарядье".

Авторский коллектив, разработавший концепцию новой экспозиции поделился с коллегами опытом. В ходе экскурсий по экспозиции XI-XVII веков О.В. Соколова, Л.Л. Савченкова, Т.Г. Сарачева, рассказали о реконструкции печи для керамических изделий, промышленного комплекса варения соли (XVII век) и использовании виртуальных реконструкций в информационном обеспечении экспозиции.

Особый интерес вызвала показанная О.В. Соколовой "Солевая варница". Она выполнена из предметов, оставшихся от XIX века. Методологически прием объясним тем, что по результатам новых исследований, способ варения соли не изменялся с XVII века, что подтверждается показом гравюры. Присущее гимовцам корректное отношение к подлинности проявилось в художественном решении: недостающие в комплексе детали были выполнены из современного материала, принципиально отличающегося от подлинного по цвету и фактуре, что позволяет посетителю сразу отделить подлинную часть от реконструированной. Новодел не подстраивается под подлинность, не притворяется ею. Наглядность приема позволяет понять идею экспозиционно-художественного решения любой категорией посетителей.

Участникам конференции была показана и новая часть экспозиции - "Российская империя в XVIII веке", открытая 3 февраля 2005 года. Е.Г. Горохова, продемонстрировала отдельные приемы реконструкции в тематических комплексах и передала общую идею экспозиционного решения анфилады залов. Особое внимание было уделено роли интерьерных реконструкций в образном и идейном решении, определении сути трех периодов русской истории XVIII века (проведение реформ, эпоха "дворцовых переворотов", "просвященный абсолютизм").

Особое внимание авторы новой экспозиции уделили показу информационного обеспечения экспозиции при помощи компьютерных технологий.

Об использовании новых технологий участники конференции говорили неоднократно. Так К.А. Мееров, зав. отделом мультимедиоресурсов ГИМ показал собравшимся методы использования мультимедиа в выставочной и экспозиционной деятельности, возможности новых технологий при реконструкции предметов. А.Н. Кондюк (Украина Национальный заповедник "Херсонес Таврический") представил опыт освоения археологами цифровых технологий на примере создания трехмерного изображения музейного объекта. Теперь, когда средневековая цистерна законсервирована и засыпана, у ученых есть возможность работы с ее электронной моделью.

На практикуме в "Палатах в Зарядье", подготовленным коллективом филиала под руководством Г.К. Щуцкой, была продемонстрирована возможность сочетания реконструкции материального и нематериального наследия через интерактивное театрализованное представление, реконструировавшее боярский быт XVII в. по канонам Домостроя.

Практическая направленность проявилась и в докладах. Речь шла о самом широком использовании разных типов реконструкций как в музейных экспозициях (директор Политехнического музея Г.Г. Григорян, академик РАН Т.И Алексеева, зав. отделом ГИМ Н.Н. Чевтайкина, а так же М.З. Сагов, В.Т. Михайлова, М.Е. Родина, В.А.Дмитриев, О.В. Стеценко, К.А. Руденко, Д.С. Таловина), так и в образовательной деятельности музеев (В.В Хабаров, Л.А. Лепская), при создании музеев-заповедников ( И.А. Аржанцева, М.К. Кенжеахмет, В.В. Зуйков ), эко-музеев (Р.Х. Салахова ).

Ханс Оттомайер, директор Немецкого Исторического музея (г. Берлин) рассказал о методах, позволяющих сделать реконструкцию дворцовых интерьеров максимально аутентичной. В докладах Фодора Иштвана и Анны Ридович был представлен опыт Венгерского Национального музея (г. Будапешт).

Одна из важных тем конференции - реконструкция музейных предметов (С.В. Зверев, В.И. Кулаков, О.В. Йорден, Н.В. Рощина). Доклад зав. отделом реставрации ГИМ О.Ф. Владимировой был построен на примерах реконструкций предметов экспозиции XVIII века. Главное - обратимость реконструкции, позволяющая время от времени пересматривать реконструированное с позиций современной науки, подчеркнула она в своем выступлении. В докладе были представлены различные виды реконструкций, принятые Реставрационным советом ГИМ.

Отдельным блоком докладов была представлена экспериментальная археология. Открыл тему доклад одного из ведущих консультантов кинематографических постановок М.В. Горелика. Новые разработки продемонстрировали сотрудники ГИМ и музея "Куликово поле" О.В. Двуреченский, Ю.А. Морозов, В.Н. Шмелев.

Практическая направленность конференции дала возможность, отдохнув от груза теорий и классификаций сосредоточиться на разнообразном опыте музейных реконструкций. В.Л. Егоров, бессменный председатель всех заседаний, заместитель директора ГИМ по научной работе, в заключительном слове подчеркнул, что нельзя положить все предметы в "музейную вату" и тем самым лишить общество возможности видеть их, но в то же время нельзя их "клонировать". Необходимо искать пути воссоздания истории. Насыщенность и разнообразие материалов конференции дают пищу для размышления над этой интересной областью музейной работы. "За эти три дня мы очень сильно поумнели", - сказал в заключительном слове В.Л. Егоров. Конференция стала первым подходом к большой, актуальной для всего музейного сообщества теме. Уже сегодня есть запросы на покупку сборника материалов конференции, издание которого запланировано на 2006 год.

(Корноухова Ирина Анатольевна)

www.museum.ru/N21833
Ваше мнение »»

»»Государственный исторический музей
Адрес:город Москва, Красная площадь, 1
Проезд:Ст. м. "Охотный ряд", "Площадь Революции", "Театральная"
Телефоны:(495) 692-37-31, 692-68-17
сайт:shm.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: конференции, для профессионалов

важные события  x    ?  

новости от 04.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

"Вернисаж Музея Победы"

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Выставка работ Гавриила Лубнина в KGallery

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

Выставка "В едином строю волонтёр и солдат" в Угличском музее

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Ордена военные напомнят…»

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Выставка «Уникум из Амурска» в Дальневосточном художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru