НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Страницы из жизни Н.М.Гущина

27 февраля 2005Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
Почти двадцать лет предметом исследования научных сотрудников Радищевского музея является творчество известного русского художника Николая Михайловича Гущина (1888 - 1965).

На сайте "Новости Радищевского музея" не раз проходила информация об неординарном мастере, в течение 15 лет работавшим реставратором в нашем музее.

В феврале 2005 года неожиданно в музей пришло письмо из далёкой Австралии. Его автор располагает неизвестными произведениями и документальными материалами из семейного архива об эмигрантском периоде жизни Н.М.Гущина. Для музея очень важны такие контакты, которые помогают глубже изучить творчество отдельных мастеров и особенности художественных процессов XX века, расширить музейную аудиторию.

Настоящий материал посвящен страницам из жизни Н.М.Гущина.

"Вступающий на путь творческий должен отказаться от тихого, спокойного и безостного устроения своей личности. На эту жертву способен лишь тот, кто знает творческий экстаз, кто в нем выходит за грани мира..."

Автору этого обращения к молодым художникам было уготовано отнюдь не "спокойное, безостное" существование, а жизнь яркая, полная неожиданных поворотов, противоречий. Вся сложность стремительного XX века отразилась в судьбе художника Николая Михайловича Гущина. Современник революции и двух мировых войн, он провел трудные годы в эмиграции, а после долгожданного возвращения на Родину познал горечь непризнания и даже "запрещения" своего творчества.

Сын сельского учителя из Вятской губернии Николай Гущин детство и юность провел в Перми, на Каме. Окончил реальное училище, проявив наряду с художественными и литературные способности. Затем два года учился в Петербургском психоневрологическом институте, одновременно занимаясь живописью и рисунком в частной студии. Тайны внешнего мира, проблемы истории, психологии, логики - вот что его увлекало в ту пору. Много позже Н.Гущин напишет: "Кто философски познает мир, тот сам должен быть миром... Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь тогда, когда сам есть вселенная". Видимо, именно в эти годы складывается в сознании художника философская картина мира, уточняется его мировоззрение, появляется стремление и в искусстве говорить большими категориями-символами.

Осенью 1910 года Гущин в Москве: он выдержал экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занимается в портретном классе у С.Малютина, а на старших курсах- в мастерской признанного колориста и одаренного педагога К.Коровина. Один из его соучеников, В.Яковлев, позднее напишет в своих воспоминаниях: "Народ в мастерской Коровина собрался талантливый. Красиво писал Гущин". Отметит его работы в обзоре второй выставки художников московской школы строгий критик "Аполлона": "...крепко нарисованные "Мальчик" и "Юноша" Н.Гущина... обещают нам культурное искусство".

Импульсивный, страстный, избегающий шаблонов молодой художник ищет свой путь в искусстве. Одно из самых сильных впечатлений молодости - импрессионисты и их последователи, произведения которых он видел в Москве на выставках и в частных собраниях. Ранние рисунки Н.Гущина, из которых сохранились очень немногие, академичны, они свидетельствуют об одаренности автора и достаточно серьезной профессиональной подготовке.

К несомненному влиянию, какое оказали на Гущина и русские футуристы, добавились впечатления от первого его путешествия за рубеж - поездки в Америку и Японию, совершенной накануне первой мировой войны. Вернувшись в Пермь, художник теперь сам преподает живопись и рисунок в Доме народных искусств. А в октябре 1918 года "Известия Пермского Совета" сообщают, что "...около братской могилы погибших в славных боях за социализм товарищей, что в тополевой аллее... около здания первой мужской гимназии спешно воздвигается памятник борцам за свободу по проекту, составленному местным художником Гущиным". Монумент этот простоял лишь два месяца, его взорвали колчаковцы, вступившие в город в конце того же года. Автору грозит опасность, предупрежденный одним из товарищей, он вынужден покинуть Пермь. Так круто меняется судьба художника, начинаются годы его эмиграции.

Через Сибирь Н.Гущин попадает в Китай, успев устроить в 1919 году выставку в Томске, затем отправляется в Париж "для художественного усовершенствования", как напишет он позднее в автобиографии.

Н.Гущин экспонирует свои произведения на выставках в Париже, Лондоне, Ницце; его приветствуют искушенные французские критики. "Вот совершенно своеобразный и очень умный художник", - отмечает Жорж Авриль, а Луи Каппатти пишет небольшую книжечку "Николай Гущин и мистика его портретов", до сих пор являющуюся основным источником наших сведений о зарубежном периоде в творчестве художника. Более сорока картин и рисунков включено в каталог персональной выставки Н.Гущина, состоявшейся в Монте-Карло. Среди них: "Гармония в голубом", "Дева лесов", "Клоун-музыкант", "Грустный вальс Сибелиуса", "Анемоны" - образный строй его полотен говорит о нем как о символисте. Большинство произведений Н.Гущина, написанных за рубежом, известны нам по фотографиям и воспроизведениям.

Неоднократно обращается Н.Гущин в советское посольство с просьбой о возвращении на Родину, наконец в 1947 году его ходатайство удовлетворено. Отныне жизнь его связана с Саратовом, с Волгой. Многие жители города еще помнят этого высокого человека в темном берете на седых развевающихся волосах, с "походкой взлетающей птицы", с каким- то удивительным выражением лица. Его часто можно было встретить в художественном музее имени А.Н.Радищева, где он почти 15 лет работал реставратором.

Во многих работах послевоенного времени Гущин остается верен символизму. В одном из писем Н.Гущина есть такие строки: "Я часто думаю, что красота цель нашей жизни... Не красота, как культурная ценность, а красота как сущее, т. е. претворение хаотического несовершенства человеческих отношений в настоящую красоту, красоту живую".

Как часто художник обнаруживает дар будить в зрителе надежду, мечту, веру в идеал! Яркий темперамент, романтический порыв, выраженные в красках его картин, захватывают. Кажется, видишь, как быстро нервная рука его касается кисточкой то холста, то палитры. Краски положены то гладко, то рельефно, "холмами, оспой цветною" (В.Хлебников). Фактура живописи не менее важна, чем композиция, рисунок, цвет, считал Н.Гущин. Разнообразными приемами наложения красок можно уравновесить композицию, выделить главное, расставить "эмоциональные" акценты.

Н.Гущин стремился приблизить живопись "к грани двух стихий- музыки и слова", стремился создать "зримую музыку", называя эту задачу "интересной и тонкой". Вспомним, что идея синтеза живописи, музыки, поэзии весьма характерна для начала XX века, а опыты воплощения ее находим у А.Скрябина, М.Врубеля, М.Чюрлениса.

"Саратовский" период был чрезвычайно плодотворным не только для творчества Н.Гущина. Здесь он проявил и другой свой дар, быть может, не меньший, чем талант художника,- дар педагога. Под непосредственной опекой Гущина сформировался как художник М.Аржанов. Активно работающие сейчас В.Солянов, В.Лопатин, В.Чудин в годы своего становления получили сильнейший импульс от старшего товарища и учителя, хотя в будущем каждый из них пошел своим путем. Вот несколько предостерегающих строк из его письма ученикам: "...натурализм. Это доминирующее сейчас зло ставит задерживающие преграды пророческому творческому духу. Натурализм является лишь приспособлением к длительным перспективам жизнеустроения. Нужно идти по линии наибольшего сопротивления для разума вашего... Быть может, недалек тот момент, когда всем вам придется задуматься не только над проблемой языка глины или красок, но и над исчерпывающим языком большого искусства, высокой художественной формы, где никакая бойкость в изображении видимого, никакая популярность не спасут. Мне всегда хотелось всех вас увлечь этими далекими далями...".

Первая выставка произведений Н.М.Гущина, состоявшаяся в начале 1988 года в Саратове, была приурочена к 100- летнему юбилею мастера. На ней экспонировалось более 170 живописных и графических работ художника. Она открыла зрителю яркого, интересного художника, так сформулировавшего свое творческое кредо в одном из писем: "Творчество - это неистовое стремление к "неведомому". Чтобы передать "неведомое", нужна "неведомая" форма. В этом томление души художника... Да, художник должен писать то, что видит, но видеть он должен глазами духа - вне света дня и вне света ночи".

www.museum.ru/N21153
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.07.2024  x    ?  


Выставка, посвященная 220-летию со дня рождения первого министра путей сообщения России

Первый Юсуповский фестиваль искусств в Архангельском

Фестиваль "Былинный остров" в крепости Орешек

Открытие новой экспозиции «Мотолегенды» в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ

Межмузейная выставка «Казачество» в Ростовском музее изобразительных искусств

Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

Новаторская выставка «Весть» в корпусе Бенуа Русского музея

«Старообрядческая икона. Образ из древности». Выставка в Кировском областном краеведческом музее

Выставка «Юбилей. Технология и мифология круглых дат»

Фестиваль современного искусства «Тужи Арт» в Забайкальском крае

Выставка «Курс на Победу» в Музее Победы

Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина в Плёсском музее-заповеднике

История и традиции свадебного обряда. Выставка «Играем свадьбу» в Новосибирском краеведческом музее

Выставка «Золотное шитьё Карелии»

В РОСФОТО открыли «красную комнату»

Дар художницы Татьяны Парфеновой Псковскому музею

Выставка Василия Нестеренко «Мир и война» в Вятском художественном музее

Международный день тигра в Дарвиновском музее

Выставка «На страже Севера. Спасение деревянного зодчества»

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Выставочный проект «Угол зрения» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка к 85-летию ВДНХ в Российской национальной библиотеке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru