22-26 декабря Представительство в Москве Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству и Музей кино представляют ретроспективу кино Тайваня режиссера Хоу Сяосянь - пять фильмов выдающегося мастера.
22, понедельник - ПАРНИ ИЗ ФЭНКУЭЙ, 1983.
23, вторник - ЛЕТО У ДЕДУШКИ, 1984.
24, среда - ВРЕМЯ ЖИТЬ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ, 1985.
25, четверг - ПЫЛЬ СУЕТНОЙ ЖИЗНИ, 1986.
26, пятница - ГОРОД СКОРБИ, 1989.
ХОУ СЯОСЯНЬ И ЕГО КИНО. Фестивали в Канне, Венеции, Берлине, Локарно, Чикаго, Торонто - далеко не полный перечень крупнейших кинофорумов, удостоивших своих наград тайваньского режиссера, сценариста и актера Хоу Сяосяня(Сяо-сяня). По мнению международной кинокритики, высказанному на Нью-Йоркском кинофестивале в 1988 г. Хоу Сяосянь- один из трех режиссеров, определяющих развитие кинематографа в ближайшие десятилетия.
Хоу родился 8 апреля 1947 г. в провинции Китая Квантун, но в 1948-ом его семья, спасаясь от гражданской войны, перебирается на Тайвань. В 1969-1972 гг., после службы в армии, Хоу изучает кино в Национальной Академии искусств Тайваня. Некоторое время он не находит себе применения как кинематографист и вынужден работать продавцом, пока не становится сценаристом и помощником режиссера.
Режиссерский дебют Хоу Сяосяня состоялся в 1980-ом, когда выходит его лента "Симпатичная девчонка", которая, впрочем, не особо заинтересовала критику. Гораздо большего внимания была удостоена новелла "Большая кукла сына" в совместном фильме трех режиссеров "Человек-Сэндвич" (1983), который, вместе с другим аналогичным тайским проектом "В наше время" (1982), считается провозвестником "нового кино" Тайваня. Две эти ленты вывели национальный кинематограф, до сего времени ограниченный интересом исключительно к боевым искусствам, на новый уровень эстетической утонченности и жизненной реальности. Такие перемены стали возможны во многом благодаря ослаблению цензуры и появлению Фонда развития кинопроизводства, лидерами которого были молодые кинематографисты Хоу Сяосянь и Эдвард Янг (Ян Дэчан).
В своих фильмах режиссер, так или иначе, сосредоточен на двух главных аспектах. Это - социальные перемены и распад традиционных семейных отношений под влиянием стремительной урбанизации Тайваня в 1960-1970-х годах, а также проблема сохранения многообразия и неповторимости культур и языков населения острова (достаточно заметить, что в фильмах Хоу персонажи чаще всего говорят на тайском, хакку, фукийском, даже японском - только не на официальном мандарин!).
Очень часто, говоря о режиссерской манере Хоу Сяосяня, вспоминают Ясудзиро Одзу (к слову сказать, Хоу признается, что Одзу - один из его самых любимых режиссеров, а "Родится-то я родился, но…" - просто очаровал его). Они действительно близки в своем внимании к переменам, происходящим в обществе в эпоху индустриализации, и деградации традиционных семейных отношений. Оба режиссёра - приверженцы минималистского подхода к сюжету, что позволяет избежать его излишней мелодраматизации, они сосредоточены, скорее, на внешне малозаметных нюансах человеческих эмоций. Оба используют длинные статичные кадры и низкую точку съёмки. Но в отличие от Одзу, Хоу как бы даёт зрителю дополнительную нагрузку многочисленными побочными линиями, перебивающими основной сюжет, усложнёнными метафорами и сопоставлениями. Реальное и воображаемое, прошлое и настоящее располагаются рядом, не имея четких границ. Потрясающая выразительность и естественность - главные черты его стиля. "О чем кино?", - этот вопрос трудно отнести к фильмам Хоу Сяосяня. Его ленты - нечто более глубокое, чем просто истории, режиссер предлагает понимание образа жизни своих героев, понимание, скорее, не рациональное, но эмоциональное, чувственное. Его ленты, которые по жанру относят к семейным драмам, выходят далеко за эти рамки и перерастают в трагедию всего поколения тайваньцев, родившихся и живших во второй половине прошлого века. Все его фильмы представляют сложное переплетение судеб простых людей, переживших нелегкое время политических, социальных и экономических потрясений, время "вестернизации" и урбанизации, они проникнуты гуманизмом и глубокой симпатией к этим людям.
Справки по тел. 255 90 57