Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

В столице появился неизвестный Наполеон

Настоящим «гвоздем сезона» стал нынче для Москвы знаменитый художник-баталист Василий Верещагин.

В.В. Верещагин «Наполеон при Березине»
Фото: Александр Корнющенко

Совсем недавно в столицу привозили его практически неизвестное до сей поры зрителям полотно «Стена плача», и вот уже — новая премьера. В Историческом музее состоялся первый публичный показ верещагинской картины «Наполеон при Березине». О существовании этого произведения долгие годы не знали даже специалисты.

В преддверии 200-летнего юбилея победы над Наполеоном ГИМ запланировал грандиозный выставочный проект «1812-й год. Мир и война.» и устроил презентацию картин Верещагина, посвященных этой героической эпопее. В числе других было выставлено и никому не известное полотно замечательного баталиста.

Репортер «МК» встретился с художником Евгением Успенским — человеком, благодаря которому в свое время удалось обнаружить этого «Наполеона».

— В детстве я любил листать альбом открыток, хранившийся в нашей семье, — рассказывает Евгений Васильевич. — А много лет спустя, работая художником в Историческом музее, увлекся творчеством Верещагина и вспомнил, что в этом альбоме мне встречалась репродукция одной из картин художника. Ту открытку я отыскал в 1963-м. Надпись на ней гласила: карточка выпущена к 100-летнему юбилею Отечественной войны, «Наполеон при Березине» является одной из картин серии «1812 год» и принадлежит некоему Карлу Веберу.

Стал консультироваться со специалистами. Они были категоричны: верещагинский цикл, посвященный Войне 1812 года состоит из 20 полотен, которые находятся в Третьяковке и в ГИМе. Но никакой «Переправы через Березину» среди них нет. Приблизительно в это же время мне посчастливилось разыскать сына художника — тоже Василия Васильевича Верещагина, бывшего белогвардейского офицера, который жил тогда в Чехословакии. Но и Верещагин-младший поначалу не помог: он утверждал, что на открытке изображена какая-то фальшивка. Лишь позднее на одной из старых фотографий верещагинской мастерской удалось рассмотреть уголок картины, похожей на «Наполеона». И тогда сын вспомнил: да, вроде бы висела такая в отцовском доме в Нижних Котлах.

Значит, все-таки был в серии «1812 год» еще один, 21-й, холст! Судя по всему, Верещагин не успел его закончить, и «Наполеон при Березине» остался на стадии так называемого подмалёвка. Вот только где искать это неизвестное произведение русского баталиста? — И тогда пришла мысль обратиться за помощью к популярному в те годы журналисту Василию Захарченко, главному редактору журнала «Техника—молодежи»: давайте опубликуем репродукцию картины и напишем об этой загадке художника Верещагина, — вдруг кто-то из читателей откликнется.

Материал поместили в ноябрьском номере за 1966 год, а уже через несколько дней в ГИМ пришел человек со свертком: «Судя по всему в вы написали именно об этой картине.» Развернул холст, а там — «Наполеон при Березине»! Тщательно обследовав полотно, я на обратной стороне обнаружил едва различимую надпись: «Сим удостоверяю, что картина эта писана мужем моим, Василием Васильевичем Верещагиным. Л. В. Верещагина. 4 декабря 1904 г.»

Посетителя звали Эрих Ковальцык. С его помощью удалось распутать эту детективную историю. Вскоре после смерти художника его вдова продала дом-мастерскую в Нижних Котлах фабриканту Карлу Веберу. Вместе с недвижимостью он приобрел и неоконченное полотно, которое было при передаче «завизировано» самой Верещагиной. Через несколько лет Вебер уехал за границу, а «неказистая» картина в числе прочего домашнего скарба досталась от него семейству Ковальцыков. «Этот холст, сколько я помню, у нас все время лежал свернутым,» — рассказал Эрих. Тогда же картина была передана им в фонды Исторического музея. Ее впоследствии отреставрировали, но хранили все время в запасниках. Так что за прошедшие 40 лет я «Наполеона» так больше и не видел…

…Их новая встреча произошла в музейном зале. Успенский был не просто приглашен на презентацию, — он стал одним ее главных действующих лиц: за ту давнюю историю с поисками «Наполеона при Березине» Евгения Васильевича наградили Золотой медалью им. В. Верещагина. Награду вручил родной внук знаменитого русского художника Александр Плевако.