РИМСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО

РИМСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО
Римское торговое судно вышло на морские просторы во II в. до н. э. Римские суда — онерарии — в основном возили товары из захваченных провинций. Общий облик этих кораблей передают рельефы и мозаики из раскопок в Остии и Помпеях. Библия сообщает нам о морском путешествии апостола Павла в Рим на корабле, который вез большой груз зерна и 276 пассажиров. Римские торговые суда были крупнее греческих. Они имели большую ширину, глубокую осадку и закругленный корпус. Водоизмещение составляло около 150 тонн. Они достигали 20 метров в длину, 6 — в ширину, с осадкой порядка 3 метра. Самые крупные из римских торговых судов ходили регулярно на линии Апександрия — Остия и перевозили в основном зерно (в их трюмах помещалось от 300 до 700 тонн зерна). Из греческих источников нам известны размеры одного из знаменитых кораблей этого типа, длина которого составляла 55 метров, ширина 15 метров, а высота от киля до верхней палубы — 13 метров. Это судно перевезло обелиск весом в 500 тонн от Гелиополиса до Рима. Значит, его водоизмещение должно было составлять по меньшей мере 1300 тонн, потому что, помимо обелиска, оно было загружено еще и 800 тоннами чечевицы.
Онерария приводилась в движение прямоугольным парусом на грот-мачте, треугольным парусом (топсель пурпурного цвета) и маленьким парусом прямоугольной формы на короткой мачте, наклоненной вперед (фок-мачта), которая служила одновременно кран-балкой. Это было единственное римское изобретение в области торгового кораблестроения. Передний парус облегчал маневренность и плавание при боковом ветре. Весла на римских торговых судах выполняли всего лишь вспомогательную функцию, хотя получали важную роль при безветрии. Характерная для этих судов приподнятая корма несла голову лебедя на длинной шее. Вместо рулевого весла — румпель, два весла с расширенными лопастями расположены позади.
Раскопки на озере Неми позволили увидеть, что парусник эпохи императора Калигулы был по скулам одет тонкими свинцовыми пластинами для защиты дерева от гниения.
Если верить Плутарху, самым крупным судном античности был корабль Гиерона Сиракузского: водоизмещение 4200 тонн, длина 150 метров, четыре тысячи гребцов. Но этот огромный по тем временам корабль совершил только одно плавание — из Сиракуз в Александрию. Судно такой величины не мог принять ни один тогдашний порт.

Назад В начало Вперед